Внезапно смотался на
Гернси - один из
Нормандских островов.
Паромы компании Condor Ferries отправляются несколько раз в день из города Пул, скрытого чуть более, чем полностью под надписью "Bournemouth":
Гернси - промежуточная остановка; для оптимизации размещения автомобилей (а также чтобы особо умные не катались до конечной за полцены) на лобовое стекло цепляют наклейки с портом назначения:
Оставив машину на грузовой палубе, поднялся на пассажирскую. Сидения пронумерованы - полагаю, что в сезон все места могут быть заняты:
Выходим из
залива. Замок на
острове Браунси в лучах восходящего солнца:
Маленький паром между Sandbanks и Shell Bay (катался на нем
два года назад):
Меловые скалы
Old Harry, на заднем плане - курортный город
Swanage:
Паром идет около трех часов, по пути практически ничего интересного. Маяк на
Каскетс - группе скал недалеко от острова
Олдерни:
Это уже Гернси -
замок Вейл (конец XIV века), башня слева - ветряк, переделанный под наблюдательный пункт во время Второй мировой:
Bréhon Tower (1856) - маленький форт, защищавший пролив между Гернси и островками
Херм и
Джету:
Вход в гавань столицы -
Сент-Питер-Порт:
Площадь острова составляет всего 63 км², население - чуть больше 65 тысяч человек, из которых примерно четверть живет в столице.
Гернси формально не является частью Великобритании (вместе с островами Джерси и Мэн это "crown dependencies" -
владения британской короны), и не входит в Евросоюз. Здесь действует свое налоговое и таможенное законодательство, и при въезде на остров машины подвергаются выборочному досмотру. Таможенник спросил меня, надолго ли я приехал и не собираюсь ли встречаться с кем-нибудь из местных. Услышав, что я здесь впервые, выдал бесплатный пакет с туристической брошюрой и картой острова.
Замок Корнет был построен между 1206 и 1256 после
разделения герцогства Нормандии (в результате чего Нормандские острова остались под властью Англии).
Википедия также сообщает нам, что замок был перестроен в 1545-1548 годах и в дальнейшем использовался как резиденция губернатора. В 1672 году в оружейный склад ударила молния, часть строений сильно пострадала от взрыва.
Ящик, куда прибывающие на яхтах должны вбрасывать таможенные декларации:
Лодки продаются (на той, что слева, можно разобрать надпись «поменяю на хорошую машину»):
Несмотря на то, что тепература воды всего +12, местные жители купаются:
Паром тем временем бодро двинул в сторону Джерси:
Вид на столицу:
Clarence Battery - один из фортов, построенных в конце XVIII века для защиты порта:
Домики над утесами:
На Гернси есть аэропорт, принимающий в основном самолеты местной авиалинии
Aurigny Air Services -
ATR-72-500 (72 пассажира):
...и трехмоторный
Britten-Norman Trislander (16 пассажиров):
Автомобильные номера здесь состоят только из цифр и бывают двух видов - черно-белые, и британского образца, с желтым и белым фоном. Буква "Н" обозначает прокатную машину, GBG - код страны ("Great Britain Guensey", у Джерси - GBJ):
Парковка практически везде бесплатная, но с ограничением по времени - не больше 2-3 часов обычно. Местные автомобилисты используют специальные часы, где с помощью двух дисков нужно выставить время прибытия (я оставлял машину просто так):
Под стеклом также обязательный талон страхования:
Вместо привычных британских раундэбаутов (кругового движения) здесь вовсю применяется дурацкая система поочередного проезда перекрестков - "filter".
Названия улиц в столице дублируются, в сельской местности почти везде только на французском.
Метеоприборы в стене одного из домов напротив порта:
Таблички:
Почтовые ящики синего цвета:
Совершенно случайно наткнулся на самый старый британский почтовый ящик - ему вернули изначальную темно-красную окраску (таким он выглядел в 1853 году):
Местные фунты (ходят наравне с английскими):
Центральная улица столицы практически не отличается от High Street среднего британского города:
Пабы тоже выглядят привычно:
Свой National Trust (основан в 1960 году, на 65 лет позже британского):
Памятник погибшим в
Англо-бурской войне:
На Гернси в 1855-1870 и 1872-1873 годах жил
Виктор Гюго; среди прочего он написал здесь романы «Отверженные» и «Человек, который смеется».
Форт Грей, в котором находится
Музей кораблекрушений:
На карте отмечены корабли, затонувшие у берегов Гернси:
Сам музей довольно скучный; на двух этажах размещены поднятые водолазами артефакты, а также оборудование маяков.
Также зашел в La Vallette Underground Military Museum, расположенный в бывшем немецком подземном хранилище топлива.
К середине июня 1940 года британское правительство решило, что острова не представляют никакой стратегической ценности и незаметно вывело войска, несмотря на некоторое сопротивление Черчилля, не желавшего отдавать самые старые владения короны без единого выстрела.
Немцы были не в курсе, побомбили на всякий случай порты и высадились в конце июня, положив тем самым начало почти пятилетней оккупации.
Наблюдательная башня M.P.3, построенная немцами в 1942 году на мысе Pleinmont в
юго-западной части острова:
Если когда-нибудь будете кататься там на машине - подъехать можно
прямо к башне, или же запарковаться примерно в километре от нее
на набережной.
На пяти этажах размещались наблюдательные пункты и системы связи.
Дальномер:
Сейчас башня почти полностью застеклена, но я вполне могу себе представить, как здесь было неуютно дежурить зимой под пронзительным морским ветром - хотя все же лучше, чем на Восточном фронте...
На крыше стоят солнечные батареи, запитывающие освещение музея:
Еще одна похожая башня в
Fort Saumarez:
К сожалению, находится она на частной территории и недоступна для посещения :(
Маяк на скалах
Les Hanois:
Во время отлива на островок Lihou cо стороны L'Erée можно перебраться пешком.
Здесь хорошо. Если я когда-нибудь еще раз приеду на Гернси, то исключительно ради прогулок вдоль берега (весь остров можно спокойно обойти пешком по периметру за полтора-два дня).