Несмотря на то, что во многих культурах во все времена существовали куклы, изображавшие взрослых женщин, услышав слово "кукла", большинство из нас представляет всё же куклу-ребёнка, куклу-девочку. Именно таких кукол мы в детстве кормили кашей и укладывали спать, примеряя на себя роль заботливых мам. Именно такие куклы в исполнении талантливых художников поразили меня на самой первой выставке, которую мне довелось посетить, и именно они, думаю, приводят меня на каждую последующую :)
Впрочем, я уже упоминала, что кукол-реборнов, то есть потрясающе реалистично выполненных младенцев, я не люблю. Есть в них для меня что-то настолько неприятное, что на последних выставках я даже не заглядываю на стенды с такими куклами. Судя по чужим фото-отчётам, я при этом выплёскиваю не только младенцев, но и пропускаю интересных ребяток постарше, как раз тех, что мне так нравятся, но поделать с собой всё равно ничего не могу :( Мне и у всемирно признанных мэтров-кукольников такие работы не нравятся.
Зато мне очень интересны куклы-детки "от двух до...", ну, скажем, десяти-двенадцати лет - и девочки, и мальчики, и в "классическом" исполнении, и в нестандартном.
Начнём с нестандартных :)
Как и обещала в прошлый раз, детский сад Елены Жаровой (Омск):
Слева - "Олька, ст. группа детского сада", справа - "Гоша, мл. группа детского сада"
Лукавые и хулиганистые малыши и малышки Натальи Мурашовой (Ижевск):
Кукольного мастера из Италии Elisa Gallea (Палермо) я уже представляла, поэтому просто покажу её новые работы, выставленные в этом году. Напомню, что любимый материал мастера - цернит, и все её куклы выполнены в единственном экземпляре.
Ещё об одной итальянской кудеснице из мира кукол я давно мечтаю написать отдельный рассказ. Речь идёт о Лауре Скаттолини (Laura Scattolini, Италия, Мантова), и поскольку от своей идеи я не отказалась, то, как и в прошлый раз, покажу только общий вид стенда с её новыми уникальными куклами :)
Кукол мастера Анжелы Суттер (Angela Sutter) из Швейцарии представлял кто-то из дилеров, так как её имя отсутствует в официальном каталоге.
Швейцарка с итальянскими корнями Анжела Суттер занимается созданием кукол с 1985 года. Именно тогда её дети, которых, кстати говоря, у Анжелы трое, заставили ее пойти на специальный обучающий семинар по изготовлению кукол. С занятий она вернулась недовольной результатом, назвала этих кукол "неживыми" и бесполезными и решила учиться кукольному делу самостоятельно. Первая выставка случилась в 1989 году, и с тех пор её участие отмечено многочисленными высокими наградами.
Будучи озабочена судьбой детей стран третьего мира, Анжела Суттер включает в свои коллекции очень много африканок, азиатских, балканских и латиноамериканских типов, так называемых этно-кукол. Материалом служит Formo (самозастывающая полимерная глина), фарфор или винил. Даже если куклы выполнены по одной отливке (кукольники называют её "молд"), то за счет росписи лица, париков, одежды и аксессуаров, все её творения являются уникальными.
На стенде её куклы почему-то не очень привлекали внимание, но я рекомендую страничку, где можно полюбоваться на каждую из её девочек.
Понятно, что прямо из фарфора кукол никто не лепит, сначала делается предварительная скульптурная заготовка. Раньше для этого использовали натуральную глину, теперь в ход идут современные полимерные материалы или банальный пластилин. По этой заготовке делается форма - молд, в которой и отливается фарфоровая деталь будущей куклы. Кстати, целиком из фарфора делают только очень маленьких кукол - фарфор, несмотря на свою хрупкость, весьма тяжелый материал. Обычно мастер делает из фарфора голову, ручки и ножки, а тело делается из мягких материалов на каркасе. Самое главное, конечно - головка, личико, но у настоящих мастеров всегда тщательно проработаны все детали кукольного тела.
Фарфоровую отливку можно повторить, и не один раз. А можно использовать ту же форму для изготовления деталей не из фарфора, а из другого материала - обычно в этом случае используют винил - кукла будет гораздо дешевле уже за счёт материала. Разные мастера поступают по-разному. Одни уничтожают форму сразу после первой отливки - кукла становится абсолютно уникальной и неповторимой, выполненной в единственном экземпляре. Другие повторяют отливку в фарфоре ещё несколько раз - как правило, не больше 10-20, после чего форма опять же уничтожается - это называется limited edition. И, наконец, есть ещё третий вариант - когда детали повторяют в виниле. Такой тираж обычно бывает побольше - где-то в районе 100 экземпляров, но и в этом случае по окончании отливки форма уничтожается, чтобы исключить повторение.
С первым вариантом всё понятно - куклу делает мастер от начала до конца, она уникальна по определению. Во втором - уже есть варианты поведения мастера. Нужно понимать, что отлитые головки - это всё равно только заготовки будущих лиц. Их нужно расписать (сделать макияж), подобрать им парички, а готовым куклам - одежду. При этом мастер может полностью повторить изначальный образ - и мы получим, скажем, 10 почти одинаковых кукол (всё равно, уникальных, так как все лица будут расписаны вручную), а может подобрать каждой кукле свой образ - и перед нами предстанет 10 практически разных кукол. То же самое касается и варианта с винилом, хотя чаще всего виниловых кукол всё-таки делают по изначальному образцу.
И последнее замечание - коллекционные куклы предназначены не для игры, а для любования. В большинстве случаев все их части зафиксированы в определенном положении - ручки-ножки не двигаются, головка не поворачивается. Часто даже одежда не снимается. Имейте это в виду, разглядывая и задумываясь о "хотелках" :)
Новая коллекция непревзойдённой Хильдегард Гюнцель (Hildegard Günzel, Германия, Дуйсбург).
Хильдегард Гюнцель относится к тем мастерам, что выпускают своих кукол и в фарфоре, и в материале, который называется resin, для него каждый год делается специальная коллекция. Фарфоровые личики Хильдегард покрывает тончайшим слоем воска, который придаёт им особо нежный вид. На выставке 2012 года с мастером можно было пообщаться лично, она тогда представляла свою новую книгу, а в этот раз коллекцию кукол Гюнцель выставила галерея "ВахтанговЪ", с которой у мастера давние дружеские связи. Как и в случае с Лаурой Скаттолини, я приберегу подробности и крупные фотографии до специального рассказа :)
Большие шикарные девочки мастера Сильвии Везер (Silvia Weser, Германия, Вартенберг).
Слева, в белом - "Одетта" из "Лебединого озера", справа, в розовом, - "Estella". Темноволосая женщина на фотографии - сама Сильвия. Я так понимаю - молд у кукол один.
Сильвия Везер родилась и живет в Германии. Уже в юности она интересовалась искусством и занималась живописью и скульптурой. Ее любовь к куклам началась с коллекционирования антикварных кукол, затем она попробовала делать кукол сама, и в 1990 состоялась первая персональная выставка. Материалом для её кукол служит знаменитый лиможский фарфор. Характерная черта лиц её изготовления - большие, чуть раскосые выразительные глаза, которые выдуваются из стекла вручную. Оригинальные шикарные костюмы из "драгоценных" тканей с блестящими украшениями мастер тоже придумывает и шьёт сама. Мне её куклы кажутся немножко "слишком" :), поэтому я их не снимала ближе, но с ними можно познакомиться на сайте мастера.
Очень мне понравился стенд Montedragone - итальянской студии, выпускающей фарфоровых кукол ручной работы с 1970-х. Образы кукол поначалу придумывала девушка-подросток Стефания Россетти, а ее друг - дизайнер по керамике - воплощал их в жизнь. Сейчас куклы Montedragone известны во всем мире.
Пишут, что самые первые куклы студии были одеты в венецианские костюмы и были созданы на основе прототипов из истории Италии. Эта серия называлась «gli Originali», или The Originals, и вскоре многие итальянские компании, производящие фарфоровые куклы, стали их копировать, но я сходу не нашла примеров в сети.
Все куклы студии уникальны и оригинальны. Для создания своей продукции, компания Montedragone использует дорогие и качественные итальянские материалы - качественный прочный фарфор, натуральный шелк, великолепные кружева.
Помимо "классических" кукол компания представляет коллекции кукол по сюжетам сказок. В основном, это милые феи, злые колдуньи, лесные гномы. Каждый персонаж имеет в себе что-то волшебное. Фигурки выпускаются разных размеров от довольно больших до совсем маленьких.
[Всякая мелочь]Вот эти феечки, например, совсем мелкие - это шары на ёлку!
Ещё мне очень понравилась стеклянная витрина, в которой было несколько полочек, и на каждой сидела своя сказочная компания. Вот одна из них :)
На выставке был представлен ещё один очень известный производитель - Биргитта Фригаст (Birgitte Frigast, Дания).
Фарфоровые куклы Brigitte Frigast обладают неповторимым дизайном и отличным качеством. Хотя в активе произодителя есть и классические куклы (их можно увидеть в верхней части стенда), всемирную известность мастеру принесли сказочные эльфы в красных колпачках, выполненные в старинных датских традициях.
При создании кукол используется материал высочайшего класса, что позволяет куклам быть приятными на ощупь и практически «живыми», ведь цвет их кожи, глаза и каждые контуры пальчиков и ушек неповторимым образом похожи на человеческие, а одежда и вовсе ничем не отличается, если только размером. Одежда для кукол шьется автором и ее помощниками вручную из натуральных материалов, производство фактически семейное, и строжайший контроль качества осуществляется от начальной до последней стадии создания этих прелестных малышей.
Несколько лет назад дочка привезла мне такого эльфёнка из датской командировки, и он замечательно вписался в жизнь нашего кукольного дома. Правда, дальше кухни его не пускают, но ему и на кухне неплохо :)
В России интересы Brigitte Frigast представляет Brigitte Dolls - на этом сайте можно не только познакомиться со всем разнообразием продукции фирмы, но и с подробностями процесса изготовления их кукол.
Эту фотографию я уже показывала. Большой магазин авторских и колекционных кукол podsnezhniki.com из Санкт-Петербурга занял территорию сразу нескольких стандартных стендов и привёз не просто много, а очень много своих кукол.
Из знакомых мне были куклы Хайди Плюсцок (Heidi Plusczok), Николь Маршоллек-Менцнер (ZWERGNASE), "вихтели" Роземарии Мюллер, а кроме них много совсем-совсем незнакомых. В основном, винил, конечно.
Немножко выпадают из темы куклы компании Кети Крузе (Kathe Kruse, Германия, Доневерт). Выпадают, потому что являются не коллекционными, а игровыми. Но дело в том, что на выставке, посвящённой куклам и занявшей почти всё пространство Гостиного двора, игровых кукол почти не было, и приткнуть рассказ об этом стенде мне, можно сказать, больше некуда :)
Основательница фирмы Кате Крузе начинала с текстильных набивных кукол, сейчас на фабрике делают, в основном, либо целиком виниловых кукол, либо мягконабивных с с виниловыми деталями. Кроме виниловых шьют вальдорфских кукол. Выпускают и коллекционные экземпляры, но они, в отличие от всех вышепоказанных, тоже являются игровыми. Почитать о фабрике и её основательнице можно здесь и здесь.
Последняя фотография сделана на стенде, где продавали самых разных кукол, дорогих коллекционных и более дешевых, массового производства, как современных, так и винтажных и даже антикварных.