Одно из ключевых свойств капиталистической рыночной экономики - постоянное отставание совокупного спроса от совокупного же предложения. Проблема эта фундаментальна, поскольку зарплата рабочего всегда меньше стоимости произведённого им товара, и вдобавок усугубляется стремлением человека делать накопления.
Тем не менее, на протяжении столетий в явном виде она перед капитализмом не стояла благодаря возможности внешней экспансии. Как географической, так и освоением новых ресурсов. К сожалению, планета оказалась ограничена в размерах, и в XX веке пространство стало заканчиваться. Дальнейшее развитие капитализма отныне должно было осуществляться не только наружу, но и внутрь, то есть путём значительного увеличения внутреннего платежеспособного спроса.
Господин Джон Кейнс предложил способ смягчить проблему, подстёгивая потребление экономическими мерами. Государственное регулирование рынка через бюджетное финансирование, эмиссия, стимуляция инвестиционной деятельности и тому подобное.
Экономические меры - важная штука, чего уж там говорить. Как и финансовые ухищрения, впрочем. Но речь сейчас не об этом. Речь о том, что стало происходить с обществом. На хронический дефицит платежеспособного спроса оно ответило содроганием всего своего фундамента. Целые пласты пришли в движение. Человек стал стремительно меняться. Можно ли назвать простым совпадением то, что все происходящие социальные изменения способствуют увеличению потребления и формированию хомо консюминг?
Феминизм прорубил женщинам дорогу к равенству? Количество потребителей разом увеличилось вдвое. Причём в ряды влились самые качественные, самые ядрёные потребители. От мужчины на вопрос “ваше хобби?” крайне редко можно услышать ответ “шоппинг”. От женщины - сплошь и рядом.
Смерть традиционных религий? Так ведь они призывают к скромности и воздержанию.
Сексуальная революция? А кто, собственно, склонен тратить больше - человек добропорядочно спящий со своей первой и единственной супругой или находящийся в перманентном поиске новых партнёров?
Увеличение брачного возраста, дискредитация брака и появление культуры чайлдфри? У семейного человека с дитятями включается вредная программа поведения “замкнуться и копить”.
Оженществление мужчин? Внедрения в мужчин женских поведенческих стереотипов также благоприятствует росту потребления, см. пункт Феминизм.
Всё это, конечно, невозможно назвать результатом действия чьей-то злой воли, это обьективные самостоятельные процессы. Складывается впечатление, что человеческое общество как сложная система, в стремлении к оптимальному состоянию, подвергало себя соответствующим изменениям, отвечая на требования экономической формации.
И вот теперь самое интересное. Хотите узнать тенденции общественного развития на ближайшие годы вперёд? Просто ищите все возможные пути увеличения потребления. Подозреваю, что на данный момент самый перспективный процесс - это инфантизм. Не медицинский термин, а по аналогии с феминизмом - раскрепощение детей и превращение их в свободных, активных потребителей независимо от мнения родителей.
Впрочем, ещё больше волнует другое. Если на первых этапах развития потребление могло увеличиваться только за счёт раскрепощения, поскольку сложившийся тысячелетиями уклад жизни был направлен на умеренность, то рано или поздно, ИМХО, наступит момент, когда дальнейшему росту платежеспособного спроса будет способствовать ровно обратный процесс - закрепощение. Закрепощение, обеспечивающее обязательное участие человека в сверхактивном процессе потребления независимо от его собственного желания вообще.