Племя Ньянгатом на первый взгляд не нравится практически никому: чтобы добраться в их деревни вначале следует пересечь на рукодельной лодке, выдолбленной в стволе дерева, реку Омо, кишащую крокодилами, затем идти по каменной, выжженной пустыне пешком, а затем изнывать от жары, так и не найдя ни одного кустика или деревца с тенью. Однако это все - лишь на первый взгляд, потому что со второго взгляда становится понятным, насколько это племя интересно и уникально.
Ньянгатом живут на границе с Южным Суданом и считаются одним из самых богатых и зажиточных племен региона, несмотря на свое, казалось бы, проблематичное место проживания. Находясь "по ту сторону реки Омо", Ньянгатом отрезаны от остальной части страны естественной преградой - рекой Омо, однако соседство с Южным Суданом и многочисленность племени (несколько сот тысяч человек) сделали его прекрасным партнером для торговли оружием. Обширные земли позволяют племени содержать и выпасать большое количество скота, и все это вместе делает положение Ньянгатом одним из наиболее выгодных среди племен долины Омо. Однако сейчас я бы хотела остановиться не на том, как купить Калаш, а на чем-то не менее интересном, а именно, на женщинах племени.
Как и во всех остальных племенах Эфиопии, по внешнему виду женщины Ньянгатом можно почерпнуть множество информации о ее социальном статусе, детях, положении в обществе, возрасте и так далее.
Например, посмотрите на эту девушку. Племя Ньянгатом отличается огромным количеством бус на шее женщины, эти украшения она не снимает никогда в жизни. Еще будучи совсем маленькой девочкой, она получает в подарок от отца свою первую нить бус и на протяжении всех лет своей жизни она добавляет еще и еще. Иногда можно встретить женщин, которые носят на своих плечах по 6-8 килограмм бус! Яркие пластиковые бусы женщины носят для красоты - их дарит им муж, отец или иногда они покупают их сами. Считается, что чем больше нитей на шее у женщины, тем больше ее любит муж. Вторая разновидность нитей - это деревянные бусины, они крупнее пластиковых и носятся, как правило, под ними (см. нижние фото). Такие бусы женщине может дарить только муж и она не имеет права их снимать никогда в жизни. Опять таки, чем больше таких нитей с деревянными бисеринами на шее у женщины, тем ее семья богаче, а муж любит больше.
Теперь опустите взгляд ниже. Перед вами две женщины Ньянгатом, чьи портреты - фото выше. Одна из них замужем, вторая - нет. Понять это можно не только по фигуре или младенцу на руках одной из них. Намного более точный и правдивый ответ даст вам юбка женщины. У незамужней женщины юбка, сшитая из козлиной шкуры, будет выделана, очищена от ворса, также она всегда будет расшита ярким бисером. У замужней женщины юбки всегда с ворсом, менее яркие, не расшиты разноцветным бисером. Ну и, соответственно, количество нитей бус на ее шее - больше.
А эта женщина на фото ниже около 10 дней назад родила ребенка, но любезно пригласила меня в гости. Это ее дом, и сейчас она правой рукой помешивает приготовленный суп - время-то обеденное. Под клетчатым пледом вглубине шалаша - спит новорожденный. Она сама - не из племени Ньянгатом, но вышла замуж за местного мужчину, и потому вынуждена перенимать местные обычаи. Вместе с тем, она одета в более современную, привычную для себя одежду, однако деревянные бусы на шее - верный признак теперешней ее принадлежности к Ньянгатом.
В принципе, женщина из одного племени, выходя замуж за мужчину из другого племени, должна полностью перенять все местные традиции своего нового дома. Однако кое-что из прежнего мира изредка позволяют оставить: например, девушки из племени Хамер, выходя замуж за мужчину Каро, продолжают наносить на волосы смесь из охры и козьего жира, хотя и стригут их коротко, в стиле племени Каро. Однако племя Каро - это тема следующего поста! Спасибо за внимание от меня лично и от племени Ньянгатом :)
А я, пользуясь случаем, напоминаю, что 28 апреля мы отправляемся в новое
этнографическое путешествие на встречу с племенами долины Омо! Самое время записаться и открыть для себя мир, подобный которому вы никогда не видели прежде.