Последнее время я много писала о Южной Эфиопии, несправедливо отложив в сторону Северную, а ведь именно она пленила меня окончательно и бесповоротно своей невероятной историей, традициями и аскетизмом. Довольно много пропутешествовав по северу страны, среди его отшельнических скальных монастырей, а также забытых человечеством островных, сегодня хочу рассказать об очень милой и трогательной истории, случившейся со мной в монастыре Дебре Дамо (Debreh Damo, в переводе с языка Геез означает "разрушенный холм"), недалеко от Аксума, в районе Тыграй. Общаться с монахами было довольно сложно, так как в Тыграй говорят на тыграйском, а мой спутник говорил на амхарском и оморате, однако несмотря на эту незначительную трудность, мы прекрасно поняли друг друга, что привело к невероятному результату :)
Но для начала - небольшая вводная часть.
Монастырь Дебре Дамо, расположенный на вершине горы, считается наиболее древним из сохранившихся в Эфиопии. Он был основан в VI веке монахом Абуной Арегауи и его смело можно назвать Массадой Эфиопии.
Впереди - Дебре Дабо.
На протяжении долгих веков монастырь оставался практически неприступным, да и сегодня подняться на вершину горы - задача не самая банальная. В отличие от Массады, туда не ведет фуникулер и даже нет тропы. Единственный способ подняться на вершину горы к монастырским строениям - вскарабкаться на 20-метровую стену по канату из козьих шкур.
Как видно на фотографии, наверх ведет узкая дверь, которую непрерывно охраняет один из монахов монастыря. Важно учитывать, что ни для посетителей-паломников, ни для самих монахов, населяющих сегодня эту гору, нет никаких исключений. Монахи, вне зависимости от возраста, поднимаются и спускаются со скалы по канату. По этому же канату наверх затаскивается все необходимое для жизни: еда, вода, хворост и даже живой рогатый скот.
Сегодня на вершине скалы есть несколько древних церквей, в которых сохранились одни из древнейших ранне-христианских манускриптов, написанных на языке геез, фрески, кресты. Помимо церковной атрибутики наверху живут около 200 монахов (на площади 1000 на 400 метров), а также немного скота и кур. В обычные дни здесь совершенно пусто, однако на крупные христианские праздники в Дебре Дамо стекаются тысячи людей.
Вот два каната из козьих шкур. По правому поднимаются люди, к левому привязывают груз, и затаскивают его вовнутрь. У монахов, разумеется, нет никаких обвязок и скалолазных тапочек, однако их ловкости можно только позавидовать. Поднимаются они босиком, оставляя обувь либо внизу, либо наверху, либо держа ее в руках.
Сегодня, как я писала выше, на вершине горы проживает около 200 монахов, там возведены дома, технические сооружения, загоны для скота. Однако в первой половине 20-го века монастырь был заброшен и практически полностью разрушен.
Впервые в новейшей истории в монастырь приехала немецкая археологическая экспедиция под руководством Литтмана в начале 20-го века. В середине 40-х годов Давид Бакстон описал монастырь как "находящийся на грани полного разрушения", а спустя еще несколько лет британский архитектор Мэтьюс уже принимал участие в масштабной реставрации монастырских построек.
Томас Пекенхэм, посетивший Дебре Дамо в 1955 году, указывает, что какое-то время Дебре Дамо использовался в качестве королевской тюрьмы для наследников
Императора Эфиопии, Короля Королей (о, эта борьба за власть!). Кроме Дебре Дамо, еще две неприступные вершины служили этой же цели: Вехни и Амба Гешен.
Наиболее древние постройки Дебре Дамо построены по технологии, характерной для аксумитского стиля: перемежающиеся деревянные и каменные блоки, оснащенные очень характерными выступающими камненными частями, называемыми "обезьяньи головы". Аналогичные элементы можно заметить и на знаменитых стелах Аксума.
Еще одной особенностью этого монастыря является то, что женщин в него... не пускают. Ни при каких обстоятельствах. Разумеется, мне было довольно обидно (хотя и ожидаемо) оказаться у подножия знаменитого Дебре Дамо без малейшего шанса хотя бы заглянуть вовнутрь. Мой местный друг Бирхану пытался и так меня утешить, и этак, уже даже и монахи сверху начали меня утешать. А потом Бирхану говорит: "Слушай, ну ты же из Израиля, Иерусалим, Святая Земля! А давай попросим их разрешить тебе хотя бы подняться по канату!". Сами понимаете, о таком я и мечтать не могла.
Едва веря своему счастью, я быстро сбросила ботинки и пошла проверять канат на прочность. Лезть по скале, имея навыки скалолазания, довольно просто, скала шершавая, да и несколько висящих канатов упрощают задачу. Правда, чтобы хоть что-то снять, приходилось изловчаться.
Разумеется, зайти вовнутрь мне не разрешили, но я и не рассчитывала. Монахи сказали, что я - первая женщина, которая поднялась по канату Дебре Дамо! В тот вечер я была абсолютно счастлива :)
В ноябре я вновь еду в Эфиопию (третий раз за этот год!) и, главное, я почти закончила программу настоящей экспедиции в самые отдаленные уголки Севера и Юга этой невероятной страны, с несколькодневным треккингом, переправой через озера, посещением необитаемых островов, самой жаркой пустыни в мире и центров величайшей из культур человечества. Это будет нечто невероятное.