Эль-Хадр: Георгий Победоносец и его житие

Jan 22, 2011 22:03

Монастырь св. Георгия Победоносца находится в деревне Эль-Хадр, что в переводе с арабского означает "зеленый". Считается, что это было прозвище персонажа-аналога Св.Георгия в исламе, друга Пророка Мухаммада. Сегодня Эль-Хадр практически слился с Вифлеемом и его западным пригородом деревней Бейт-Джаллой, а монастырь до сих пор его главная достопримечательность.

Судьба святого была трагична и запутана, даже с местом его рождения не все ясно. Сохранившиеся жития св. Георгия Победоносца противоречивы. По одной из версий он был родом из Каппадокии и двоюродным братом Нино Каппадокийской, просветительницы Грузии. По другим - он родился в Палестине в г. Лидде (Лод), при чем отец его был родом из Каппадокии, а мать местной палестинской христианской из богатой семьи, владевшей землями к юго-западу от Вифлеема. Также некоторые пишут, что его отца замучили за исповедание Христа в Каппадокии, а мать с сыном бежала в Палестину.




Будущий святой поступил на военную службу к императору Диоклетиану и чуть было не достиг высокого военного положения, когда начались гонения на христиан. Его, как активиста и апологета религии, арестовали и стали пытать.
Вот краткий перечень пыток святого. Кому не интересно, можете пролистать.

1. В 1-й день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжелый камень
   2. На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счел его мертвым, но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились.
   3. Затем его бросили в яму, где была негашеная известь, но и это не повредило святому.
   4. Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми.
   5. Его заставили бежать в раскаленных докрасна железных сапогах (вариант - с острыми гвоздями внутри). Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором.
   6. Его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцеленным.
   7. На 7-й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй - умереть. Но они не повредили ему. Затем он совершил несколько чудес (воскресил умершего и оживил павшего вола), что заставило многих обратиться в христианство. (Сабин Баринг-Гоулд. Мифы и легенды Средневековья. М., 2009. С. 152-178)



Вики приводит также занимательную цитату из описаний чудесный деяний святого.

"В конце мучений Георгия император Диоклетиан, спустившись в темницу, еще раз предложил истерзанному пытками бывшему командиру его телохранителей отречься от Христа. Георгий сказал: "Отнесите меня в храм Аполлона». И когда это было исполнено (на 8-й день), Георгий встал в полный рост перед белокаменной статуей, и все услышали его речь: "Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как бог?" При этом Георгий осенил себя и статую Аполлона крестным знамением - и этим вынудил беса, обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом. После этого сокрушились все идолы в храме."



Считается, что похоронен св.георгий Победоносец в Лидде (современный Лод). Христиане со всего мира устраивают туда настоящие паломничества. Хоть с чем-то Лоду повезло.



Ну, я думаю, хватит истории. Кто захочет подробнее - гугл и библиотеки выдают невероятное количество информации о, пожалуй, самом популярном у арабов-христиан святом.
Мне же не менее, а то и более, интересны этнографические подробности места. Около монастыря сегодня находится центральная в деревне мечеть и школа для девочек. Монастырскими воротами заведует молодая супружеская пара, которая эти самые ворота очень круто автоматизировала (об этом ниже).
Положение в монастыре, видимо, совсем "бедственное", но это был первый монастырь в Израиле, в котором откровенно вымогали деньги за вход, за фотосъемку, за подъем на крышу, чуть ли не за вдох и выдох. При том, что я всегда в подобных монастырях оставляю какое-то пожертвование, подобное было откровенно неприятным и не очень понятным.



Тем не менее, монастырь, отстроенный уже в 18 веке и приобретший свои финальные черты в 19, прекрасен, в особенности, панорамой с крыши. Оттуда виден Иерусалим, окрестные холмы, стадион и просто очень красиво. Также на территории греко-ортодоксального монастыря сохранились древние колонны.





Если есть в подобных местах что-то, что я откровенно ненавижу, это что-то изображено на снимке ниже. Вентиляторы следует запретить как класс. Ввести эмбарго. Ничто так не уродует монастыри как эти штуковины, а стоят они везде. Что самое удивительное, ни разу не видела я их включенными.



Ванночка для крещения младенцев. Говорят, что поскольку место не лишено святости не только для христиан, но и для мусульман, своих младенцев окунать сюда приносят и потомки Измаила.







Раньше, в еще византийской церкви, здесь хранилось колесо для пыток и цепи, в которые был закован Святой. После разрушения византийской церкви в седьмом веке большая часть имущества пропала, так что нынче в монастыре демонстрируют только цепь.
Ранее считалось что цепи эти способствуют выздоровлению душевнобольных и одержимых бесами. Для изгнания бесов и достижения исцеления больного приковывали цепью св. Георгия к одной из колонн церкви и оставляли его на ночь одного, заперев все входы. (По другой версии больных привязывали этими цепями к кроватям в монастырской больнице). Утром больной оказывался полностью исцеленным. Даже страшно подумать, что происходило с человеком той ночью. Надеюсь, оно того стоило.

Сегодня цепь, представляющая собой замкнутую систему, висит на неприметном крюке, но относятся к ней с почитанием и уважением. Например, ее нельзя просто так снять с крюка, подержать в руках и повесить обратно. Единожды прикоснувшись к святыне, после необходимо совершить определенный ритуал, а именно: своеобразную подкову надеть на шею, затем, как обруч, как бы пропустить через нее тело, опустить вниз к ногам, перешагнуть, взять в руки и поцеловать трижды. Местная арабка-смотрительница монастыря продемонстрировала мне этот процесс - впечатляет.











За небольшое вознаграждение нам разрешили ударить в колокол. То есть вначале разрешили, а потом выяснилось, что развлечение было платным :) Но это мелочь по сравнению с полученным кайфом. Мы с isr_max устроили нешуточный перезвон - на звоннице установлены колокола разных размеров, а значит, и разного звучания. Мои барабанные перепонки были в восторге. Думаю, вся деревня тоже радовалась.





Напоминает ракету, неправда ли?





Сильная половина семьи-сторожей.



А вот и уникальная система и местный патент. При нажатии на ручку срабатывает механизм, какие-то шестеренки, противовесы, весы и т.д., в итоге натягивается канат, тянущийся от ворот через балкон непосредственно в окно дома семьи. Там слышат звонок и спускаются открывать дверь гостям. По-моему, это прекрасно.



Upd: А вот еще прекрасное дополнение от Миши Короля: http://newsru.co.il/press/25dec2005/alhader.html

Вифлеем, Израиль, Эль-Хадр, фото

Previous post Next post
Up