- Ого… «белые одежды»?.. А вы, юноша, заслужили право на их ношение? Путем длительных и неимоверно тяжелых страданий? Может, вот я бы могла себе позволить?.. Да нет, конечно, шучу - и я наврядли.:)
Он не смеется - слабая улыбка в ответ. В глазах удивление: «Как, здесь ещё кто-то в теме?» Взгляд его отливает сталью из-под мохнатых светлых бровей. Улыбается одним ртом.
- Ты ведь меня мало знаешь.
Да я тебя совсем не знаю, Денис. Но со вчерашнего дня мне известна всего лишь одна твоя маленькая тайна. Та, которую ты мне открыл, жадно поглощая за общим столом свою неизменную вечернюю дыню (которую почему-то всегда ешь только один ты). К дыне ты открыл бутылку красного вина. По твоим словам, тебе оно «разрешено, потому что виноград - это Дар Бога людям».
Каюсь, была бестактна с этой своей репликой о «белых одеждах» - неудачно пошутила о важных религиозных символах. Но, честно говоря, я и не предполагала, что эта шутка, сказанная в твой адрес, сможет тебя чем-то задеть. Потому что не знала степени важности для тебя этой темы и имела в виду только одно - мои сомнения по поводу того, что к двадцати семи годам ты мог действительно так сильно настрадаться, чтобы носить этот атрибут веры заслуженно. По-честному. Потому что ты производил иное впечатление.
- Ты прав, я тебя не знаю, прости.
Вот теперь улыбка настоящая.
* * *
Светлые волосы, почти белые брови с белесыми ресницами на уже хорошо загорелом коричневатом лице. Прекрасно сложен - атлетически. Не без некоторого позерства - самолюбование молодости. Это простительно. Весь в белом с головы до ног - и брюки, и тенниска, и туфли.
Белый человек моет руки белым мылом. Очищается. На фоне запыленной уличной зелени и сорванной и разбросанной по двору ночным ураганом листвы. На фоне не просохшей от дождя земляной грязи. «Омовение» - картина, достойная, по меньшей мере, быть запечатленной на фото. Жалею, что не сделала, постеснялась - думаю, разрешил бы.
* * *
Ежедневно встает очень рано. По утрам, пока я ещё крепко сплю, долго сидит на крыльце и читает свою «Башню».
- И куда ты в таком белоснежном виде ездил, если не секрет? Наверняка к девушке?
- Неа. На собрание.
- ???... Какое? Акционерное?:)))
Моя подруга острит - сегодня она в ударе!
- Нет, на собрание Свидетелей Иеговы.
Ответ неожиданный, следом за которым тишина... а потом хитрая улыбка подруги:
- Серьезно? Не верю.
А чему тут не верить-то? Все очевидно - его серьезный взгляд говорит об обратном. Рубаха-парень Денис, в котором с первого взгляда чувствовалась какая-то недосказанность, оказался человеком другого, не слишком чтимого вероисповедания. Принято говорить так - сектант. Но вино и южная курортная обстановка выполняют свою расслабляющую функцию, поэтому даже разговор на серьезную религиозную тему приобретает некоторый оттенок развлекательности и бесшабашности.
- А вы что, не знаете «свидетелей»? Разве к вам не звонили в двери парни или девушки, предлагающие религиозную литературу? Ну, так это мы.
- Да знаем, знаем.
Дабы как-то поддержать постоянно ускользающую теперь натянутую нить разговора, моя подруга не слишком удачно продолжает.
- А вино-то вам можно? Смотрю, пьете. А мясо? А есть то, чего вообще нельзя? Нельзя категорически?
- Есть. Блуд.
- ……..
- Блуд?..
- А что такое блуд? Ну, по-вашему, по-Свидетельски?
Маша явно передозировала с вопросами, думаю я.
- Ну, Маш, блуд он и есть блуд - ты чего к человеку пристала? Вопросы задаешь прямо как первоклассница.
- Нет, пускай пояснит, если он, конечно, не против! А может их понятие блуда отличается от общепринятого? Расскажи, Денис, расскажи.
- Ну блуд… блуд… Блуд - это сексуальные отношения до брака. Они нам запрещены.
Маша пожимает плечами типа «ну ясно, чего тут неясного?». Словно ждала какого-то другого ответа.
А потом весь вечер до ночи донимает меня своими нескончаемыми вопросами.
- А если у них уже «было», то что тогда?..
- Как думаешь, они за это попадут в Ад?
- А вообще у них Ад есть? А Рай?..
- А как они молятся, ты видела?
- И главное, как они терпят? Если им строго нельзя до брака… Это в их-то самом активном половозрелом молодом мужском возрасте?..
- Да спроси ты у него завтра сама! Прямо с утра, когда он свою «Башню» читать сядет, сразу спроси, как он там терпит. Я-то почем знаю, Маш? Я ж не мужчина и не свидетель Иеговы.
- Нет, с утра неудобно. Вчера вот уместно было, в контексте, а теперь с утра как? Просто так не спросишь. С утра нельзя. Что же делать-то? Как узнать?
- Придется тебе, дорогая, следующего случая ждать.:))
Девушка явно озадачена и озабочена. Может парнишка понравился. Меня же беспокоит то, что со вчерашнего утра крутится в моей голове, то, что произнесла вслух сама - «белые одежды»… Анализирую. И понимаю…
…что всю жизнь ошибалась на этот счет.
* * *
С некоторых пор моего самосознания я была уверена в том, что страдания очищают. Что именно они и делают человека человеком. Что в этом плане они полезны, хоть и труднопереносимы, и неимоверно тяжелы. Если настоящие.
Эта уверенность пришла ко мне вместе с православием.
Символ страданий есть во многих религиях. В православии это Крест - крупный, главный. Даже фигура Христа на его фоне как-то второстепенна.
Каждый несет свой Крест - это значит, что каждому свои страдания. Мы приносим их даже тогда, когда, например, выстаиваем в церкви всенощную - Иисус страдал за нас, теперь вот и мы за него должны пострадать - отдать ему наши почести и долг благодарности. Не в той степени, конечно, как страдал он, несравнимо меньше, но свою лепту страданий каждому из нас надобно вынести сполна. Главное, не сломаться - донести свой жизненный Крест до своей конечной точки (до своей Голгофы).
Вот таков был принятый мной православный взгляд на страдания (воспринимаемый через призму анально-зрительного сочетания векторов). «Белые одежды» как символ очищения от греха, духовной чистоты, полученной в дар от Христа (страдавшего во имя нашего спасения) теми, кто принял путь православия…
Только теперь я понимаю, почему такое прочтение удовлетворило меня не полностью и ненадолго, а в моей голове (допускаю, что не только в моей) устойчиво разместилась каша из символов, постепенно и совершенно меня не удовлетворяющая.
Допускаю, что у меня были не слишком хорошие учителя, но даже с таким невеселым взглядом на мир жить стало на некоторое время легче. Потому что казалось, что все не зря.
Только… в голове постоянно возникал один и тот же вопрос: «Почему?...»
Почему страдания очищают не всех? Почему с их помощью не все становятся милосерднее и добрее? Почему другие наоборот - ожесточаются? Почему-почему-почему?..
* * *
Позже пришло не сразу внутренне принятое мной понимание того, что чистым душой можно стать и без страданий, и такой способ жить - совсем не обязательно
эгоизм. Счастливые улыбки монахов-буддистов были для меня открытием и в том подтверждением. Толерантная религия, в которой нет Ада и нет греха, которая не требует самоистязаний:
«А не лучше ли нанять перевозчика, вместо того, чтобы морить себя полным аскетизмом ради того, чтобы перейти реку по воде, подобно тому, как это делал Иисус (в силу своей святости)?»
Оказывается, и так можно было?..;)
Но и здесь мне встретилось понятие страдания и несколько другое его прочтение: «Мы страдаем от незнания и от желаний». На некоторое время я приняла это за истину - значит можно жить легче, достаточно просто ничего не желать. И не судить о том, чего не знаешь.
Только ведь от своей сути не уйдешь. А поэтому в моей голове спустя время опять возникла череда назойливых вопросов: «А как не желать? Как это сделать? Не думать об этом? Но как это возможно - не думать?..» Оказалось, рецепт есть. На этот раз, звуковой. Освободить свой ум, остановить поток сознания…
Только вот… хочу ли я останавливаться? Хочу ли я не желать?..
Не будь в моем векторальном наборе звукового вектора, не было бы и этого нового поиска сути вещей - в буддизме. Ведь именно эти вопросы: «Зачем? Почему? В чем суть и в чем смысл?», - мучают
звуковиков, выражая их главные нехватки - их вечный поиск себя. Не будь у меня звукового вектора, я бы не продолжила поиск дальше. Но я продолжила, и я нашла.
* * *
Я получила ответ на свои бесконечные «почему». Совершенно неожиданно для себя, в системно-векторной психологии Юрия Бурлана. И он оказался гораздо проще и доказательней всех тех ответов, которые я вроде бы находила раньше.
Долгие годы я мысленно рассуждала о том, как людям можно очиститься, стать «белыми», смыть с себя грязь: духовное и физическое зло. Ведь это такое бремя, от которого так просто не отмахнешься... Ааа… значит, нужно искупить! И обязательно путем страданий.
«Белые одежды», в привычной трактовке, - яркий, убедительный зрительный образ, в чем-то даже оправдывающий страдания. Мера облегчения, но, впрочем, никак не средство «оздоровления» - это как сантиметровый пластырь на 50%-ный ожог тела… Кому-то и он пойдет на пользу, другим же остается по-прежнему - кому в окно, кому в сожаления о бесцельно прожитых годах, кому - куда… Потому что страдания людские не прекращаются, и далеко не каждый оказывается в состоянии безропотно принять их данность…
Но существуют и другие, более
глубокие, первичные, звуковые, смыслы понятия страдания. Например, страдание - как напоминание о смысле, о цели, как сигнал, что ты свернул с предназначенного тебе пути… Ведь человек не рожден для страдания! Человек рожден для наслаждения…
Эта простая, на первый взгляд, вещь стала для меня настоящим откровением - осознанием! Смыслом, перевернувшим в моем сознании все другие смыслы!
Понять себя
Страдания закончатся для каждого отдельного человека только тогда, когда он сможет понять себя: вполне конкретно понять, что приносит ему страдания, а что, наоборот, способно дать наслаждение, счастье. Для этого надо понять свои настоящие потребности (обеспеченные врожденными особенностями), понять истинно свои желания (нехватки нашего психического), понять, как наполнить свои внутренние пустоты (реализовать себя). Ощутить наслаждение, стать счастливым… читай иначе - избавиться от страданий. Системно-векторная психология дает эту возможность каждому.
Надеть «белые одежды» (уж очень впечатлил меня когда-то этот говорящий образ!) - предстать перед миром в обновленном, счастливом, облике - сможет каждый, кто определил свое настоящее жизненное назначение. И совсем не обязательно для этого приносить себя в жертву страданиями - достаточно просто реализовать свои врожденные свойства, предварительно разобравшись, кто ты есть и что может принести тебе счастье.
Потому что реализованный человек красив и счастлив, он чист в том смысле, что не испытывает психического негатива (душевной грязи) - всей этой злости, ненависти, неконструктивной зависти, стойкой обиды на мир, он не тянет одеяло на себя, истерически требуя, чтобы его любили.
Счастливый зла не испытывает и не желает его другим.
Никакие страдания не идут нам на пользу. Нам, людям, показано только счастье. Даже больше - мы не имеем права (!) прожить одну свою короткую жизнь несчастливыми и страдающими.
Впрочем… Есть в этом мире один, «полезный тип страданий». Это если
мы страдаем не за себя, а за других.
Иначе говоря, если мы
СОстрадаем.
Мы, зрительные люди - жители Интернета - через сострадание другим можем реализовать свои зрительные нехватки любви. Когда пропускаем чужую боль через свое сердце, когда протягиваем руку помощи, соучаствуя. Когда помогаем в болезни, ухаживаем, заботимся, лечим. Потому что таким способом мы можем научиться любить не себя любимого, а другого - ближнего.
Векторальные страдания
Страдания же о себе бессмысленны и бесполезны: жалея себя, не меняешься, не растешь и не вырастешь в Человека. Потому что любя других и им сострадая, мы, зрительники, способны забывать о себе, о своих страхах и фобиях, свойственных нам по рождению. Поэтому для нас важно подать жаждущему стакан воды, а болящему - лекарство, залечить его раны и выслушать душевную исповедь нуждающегося в психологической поддержке. Это добавит нам реализации в наше рожденное, чтобы быть добрым, сердце (читай - в наше психическое).
Так что зрительники-братья, сострадайте смело и много, не жалея себя. Системно-векторная психология Юрия Бурлана нам это прописывает - подобное действительно нам только на пользу. Плачьте, когда плачется. Слезы очищают наши зрительные души.
Что же касается людей с отсутствием зрительного вектора (отсутствием органа сострадания), то их счастье, точно также как и у зрительников, находится в прямой зависимости от их врожденных свойств. Например, у мышечника оно в тяжелой работе, у анальника - в своей семье и в профессионализме, у звуковика - в поиске смысла жизни. Отсутствие векторальной реализации ведет к страданиям, выражающим себя в каждом векторе по-своему.
Лиши анальника его счастья - достойной работы, на которой его ценят, как профессионала, лиши его семьи, которая для него всегда на первом месте, и он ответит на свои страдания жестокой агрессией.
Лиши мышечника еды и тепла, и его страдания от их отсутствия выльются в мышечную ярость - суровую и беспощадную. Опасную настолько, что безопаснее для всех будет не лишать.
Заставь страдать звуковика (оставь его без ответов на вечные вопросы), и он уйдет в себя, отгораживаясь от внешнего мира своим эгоцентризмом. Уйдет в свое внутреннее Я - в свою депрессию, в свою внутреннюю невидимую постороннему глазу агрессию, чреватую для окружающих особой опасностью, если вдруг возомнит себя Богом - вершителем человеческих судеб. (Кстати, на эту тему хорошо написано в статье о
новых исследованиях социальных сетей. Как и о том, что проблема звукового эгоцентризма уже давно вошла в категорию общемировых, и весь мир ищет из этого выход!)
Ну а если рассматривать кожника, то попробуй лишить его выгоды, заставь его страдать от отсутствия материального достатка, и в лучшем случае он сопьется, а в худшем - поведет за собой на разбой голодную мышечную банду.
Вот и получается, что каждый страдает по-своему. И каждый по-своему от страданий бежит.
Так что, Денис, спасибо тебе. За тот толчок, который ты дал моему сознанию своим «белым» внешним обликом. Только эти самые «белые одежды», как это видишь ты (по-своему, по-Свидетельски) несут в себе отнюдь не единственный, принятый тобой, смысл... Да... реки познания неисчерпаемы, так же как и наши возможности быть счастливыми в этой жизни.:)
Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.