рационально но безрассудно

Mar 03, 2024 12:46

На материале опубликованных архивов Саддама (протоколы, докладные, аудиозаписи), которые представляют процесс принятия диктатором решений в несколько измененном свете. Статья о том, насколько политика сдерживания сложнее, чем, может быть, представлялось: "Уроки силового убеждения: рациональность не единственный фактор в сдерживании"При том, что ( Read more... )

история, политика

Leave a comment

egovoru March 3 2024, 18:32:52 UTC
"применял эту логику только после того, как, из всей совокупности фактов выбирал соломинку, чтоб за нее схватиться"

Но ведь неспособность оценить всю совокупность фактов - это и есть дефект логики, разве нет?

Reply

scrucis March 3 2024, 18:52:56 UTC
Да, конечно, избирательность в рассмотрении фактов может считаться тоже иррациональной, что, как будто, противоречит исходному утверждению. Есть, однако, причина отличать это от полной иррациональности: если вполне безумного мегаломана может сдержать только осиновый кол в могиле, то сдерживание мегаломана, сохраняющего способность избирательно воспринимать внешнюю информацию и строить логичную стратегию на этой основе все же возможно, если угроза такова, что он не может ее игнорировать. От того, насколько далеко зашло дело, зависит, насколько это различие будет чисто теоретическим. Что до Саддама, статья приводит примеры, говорящие о том, что он был в состоянии рационально реагировать на внешнюю угрозу, если она делалась с достаточной решительностью и знанием контекста, и эта реакция не включала никакой мистики и надежды на чудо.

Reply

egovoru March 3 2024, 18:59:28 UTC
Хорошо известно, что наша способность рационально рассуждать сильно зависит от, например, обуревающих нас эмоций, а также от набора представлений, имевшихся у нас на момент необходимости рассуждать. Насколько я понимаю, никто не считает Саддама психопатом, начисто лишенным разума. Но вера в то, что, если бы его противники действовали как-то иначе, удалось бы избежать трагедии, остается просто верой, доказать этот постулат невозможно.

Reply

scrucis March 3 2024, 19:07:22 UTC
Ну я-то как раз такой веры у авторки не нашел и сам ее не питаю. Однако знание конкретных примеров, когда сдерживание работало, полезно, и отличие избирательной интерпретации от полного безумия может помочь оценить шансы лучше. Посыл статьи не в том, чтоб разговаривать с мегаломанами как с рациональными деятелями, а в том, что нет дихотомии рациональность-иррациональность, чаще мы имеем дело с неполной рациональностью. Отличие может иметь практическое значение при условии хорошего знания контекста.

Reply

egovoru March 3 2024, 19:22:36 UTC
"чаще мы имеем дело с неполной рациональностью"

С этим трудно спорить. Я бы даже сказала, не "чаще", а "всегда", когда дело касается людей, а не компьютеров.

Reply

scrucis March 3 2024, 19:27:23 UTC
В смысле, что полной рациональности тоже не бывает? Ну да, взять хоть того же Рамсфельда. Но найти рациональность у того, кто пишет письма Богу и вкладывает туда волоски из усов, как минимум, не менее удивительно.

Reply

egovoru March 3 2024, 19:30:45 UTC
Я думаю, можно не сомневаться, что Саддам был вполне рационален в вопросах, не касающихся религии и политики, поскольку шизофреником его никто не признал.

Reply

scrucis March 3 2024, 19:40:37 UTC
Ну я понимаю, что, раз диагноза не было, то вменяем. Однако, имея в виду специфические особенности диктаторов, вменяемость не означает рациональности, а политика не всегда отделима от мистической веры. Для того, чтоб, будучи диктатором в течение десятилетий, стать мегаломаном, не нужно болеть шизофренией. Таким образом вопрос о том, можно ли рационально воздействовать на поведение диктатора, не равен вопросу об его вменяемости.

Reply

olaff67 March 3 2024, 19:48:04 UTC
Лидеры всегда маньяки - а уж размах этого маниакального зависит от возможностей, которыми они обладают.

Reply

egovoru March 3 2024, 19:59:33 UTC
"можно ли рационально воздействовать на поведение диктатора"

По моим наблюдениям, рациональные аргументы имеют малую силу даже в отношении обычных людей. Именно поэтому, например, реклама старается бить на эмоции.

Reply

olaff67 March 3 2024, 19:06:02 UTC
Нет, логика относится только к правильности/неправильности высказывания (выкладок), истинность их значения не имеет. А истинность это как раз учитывание совокупности фактов.
Логика может исходить из совершенно неадекватных реальности фактов и явлений и быть правильной. То же самое относится к рациональности: она может исходить из неверного понимания ситуации и при этом сохранять свою природу.

Reply

egovoru March 3 2024, 19:21:06 UTC
ОК, пусть будет по-Вашему. Сожаления по поводу того, что поведение Саддама можно было бы изменить, если бы его противники вели себя иначе, все равно выглядят довольно бессмысленными - нельзя второй раз войти в ту же реку и попробовать другой сценарий.

Reply

olaff67 March 3 2024, 19:45:21 UTC
Конечно невозможно было бы изменить - он бы оставался еще одной точкой напряжения на и так напряженном Ближнем Востоке.

Reply

scrucis March 3 2024, 19:58:32 UTC
Ну, повторюсь: таких сожалений в статье нет. Более того, все примеры удачного сдерживания Саддама в его войнах с Ираном, курдами и Израилем, сводятся к тому, что, будучи поставлен перед угрозой, которую он не мог игнорировать, он отползал, чтоб при случае напасть снова, и катастрофа была вопросом времени (или времени жизни диктатора). Как раз ограниченный характер сдерживания и его сложность даже при признании рациональности диктатора и есть основная мысль статьи. Однако это отличается от полного игнорирование угроз законченным мегаломаном, которому поддакивает окружение, и это отличие может иметь практическое значение.

Reply

egovoru March 3 2024, 20:01:43 UTC
А разве Саддама полностью игнорировали?

Reply

scrucis March 3 2024, 20:10:39 UTC
Нет-нет, я имел в виду, что сам Саддам не все угрозы игнорировал, и, когда не игнорировал, реагировал тоже предсказуемо. Он, да, переоценивал свои силы, но не верил, что Бог всегда на его стороне, например. Принимая решения, он слушал людей, говоривших ему вполне адекватные вещи, а не только угодников и льстецов, и стремление к самосохранению у него оставалось до конца. Но это не означает, что можно было рассчитывать сдержать его неконкретной угрозой. Только очень конкретной и только со знанием контекста, в котором он ее воспринимает.

Reply


Leave a comment

Up