умы и сердца

Jul 22, 2021 14:30

Прочитал, наконец, David Galula и Roger Trinquier, и, вдобавок перечитал Paul Aussaresses для компота (Галула симпатичный, остальные двое - нет, особенно гадок кажется Оссарес). Французские приключения в Индокитае и Алжире представляют, за остыванием страстей, материал, на котором можно смотреть на факторы, которые действуют там, где, так или иначе, модернизацию обществ проводят колониальными методами. Тут же приспел вывод войск из Афганистана, и аналитические статьи в Foreign Affairs, посвященные разбору неудач с counter-insurgency (COIN) - американские армейские руководства (https://www.hsdl.org/?abstract&did=468442) писали, не в последнюю очередь, по книгам Галула и Тринкье. Основная идея - борьба за "умы и сердца" населения, как главная цель.

Применимость или нет французского опыта - крайне интересная тема. Начать с того, что борьба с инсургентами, действительно не сводящаяся к вооруженной борьбе и требующая завоевания поддержки населения, сама по себе смысла не имеет - именно поэтому французы проиграли ее не только в Индокитае, на поле боя (бессмысленного, добавим, боя, потому что политическое решение уже было принято), но и в Алжире, где они шли, в общем, от победы к победе - до самого конца, когда опять выяснилось, что уже давно было решено все бросить. И получается тогда, что дело не в методах - если у вас есть достаточно ресурсов, упорства и везения, а также решительности, позволяющей внушить населению, что вот эта новая жизнь с нарушением привычного уклада, без свободы передвижения, с облавами, контролем на дорогах и обысками, с выселением из домов, зато со школами, больницами и новыми возможностями, будет продолжаться бесконечно, если потребуется - то тогда эти методы дают результат. Галула дает и оценку - на 9 миллионов туземного населения Алжира требовалось примерно 400-500 тыс солдат непрерывно на неопределенное время (т.е. почти вся тогдашняя призывная армия, без различия специальности, оставившая тяжелую технику в метрополии - батальон на район, взвод на маленькую деревню, резерв при штабе батальона, авиация, разведка и т.п.); это огромная дыра в бюджете Республики, при полной экономической несостоятельности алжирских департаментов, даже с учетом нефти в Сахаре. Французы пошли на это, добились в течение 3-5 лет несомненных результатов, только чтоб драматически бросить все: метрополии все это было не нужно, как неожиданно выяснилось. Если сравнить это с Афганистаном, то выходит, как при сравнении с французским же Индокитаем: в Афганистане уж тем более нечего ловить, так или иначе; выброшенные деньги и жизни. Стало быть, дело не в том, стоит ли бороться за "умы и сердца" (стоит, конечно - это необходимое условие), а в том, что это длится очень долго и чрезвычайно, непозволительно дорого стоит - почему и делать это можно только на такой территории, которую действительно немыслимо потерять (как когда-то Алжир), и то - немыслимое, бывает, становится реальностью.

Из хорошего только то, что, вроде бы, договорились - в том числе в Канаде - давать убежище бывшим туземным сотрудникам, да только сколько их удастся спасти за оставшееся время? В одном Афганистане счет на десятки тысяч, если с семьями. Оставшимся благолепно, патриархально и духовно головы отрежут.

история, книги, алжир, политика

Previous post Next post
Up