о назывании

Mar 20, 2021 12:54

Как ни крути, от общечеловеческих ценностей не деться: одна из них - это предпочтение правды. Вы можете прикрыть растрату, изобретя собственную таблицу умножения, но это волшебным образом подорвет вашу эффективность в самых разных областях деятельности. Поэтому называние вещей своими именами, даже лицемерное, имеет самую что ни на есть практическую ценность. А вот ценность релятивизма, как мне кажется, наоборот, всегда, в лучшем случае, относительна.


Впрочем, противникам такого взгляда следовало бы собраться на международный конгресс отрицателей общечеловеческих ценностей. Да что там конгресс? Всякий ведь может, в виде упражнения, взять книгу с полки и изобразить собой аллегорическую картину: блоггер NN объясняет Платону, что в современной политической философии есть нечто, Платону, как древнему греку, принципиально непонятное.

Вспоминается история, рассказанная где-то у Марка Алданова в исторических очерках: физик Вин, немецкий националист по убеждениям, способствовавший в свое время публикации работ Эйнштейна, будто бы говорил Резерфорду, что вполне понять глубины теории относительности может только немец, "... на что англичанин отвечал холодно: Oh?". Впрочем, как широко известно, довольно скоро оказалось, что эти теории - воплощение, наоборот, антинемецкого духа.

Найти эту цитату мне не удалось, зато по пути нашел цитату из Декарта в "Ульмской ночи": "Он писал принцессе: "Самая лучшая хитрость это не пользоваться хитростью. Общие законы общества ставят себе целью, чтобы люди помогали друг другу или, по крайней мере, не делали друг другу зла. Эти законы, как мне кажется, настолько прочно установлены, что тот, кто им следует без притворства и ухищрений, живет гораздо счастливее и спокойнее, чем люди, идущие другими путями. Правда, эти последние иногда достигают успехов, вследствие невежества других людей и по прихоти случая. Но гораздо чаще это им не удается, и, стремясь утвердиться, они себя губят"".

мысли

Previous post Next post
Up