Продолжение про Алжир, или что еще я хотел бы заметить. Эти события интересны мне не сами по себе даже, а как близкий и хорошо изученный пример того, что я хотел бы понять для других, более злободневных тем.
Во-первых, как вообще человеку, который столкнулся с таким богатым материалом, отвечать себе на какие-то вопросы? Ведь если нет ответа на этот предварительный вопрос, то все равно, одну книгу вы прочли, или двадцать. Скажем, широта обобщений и простота предположений в предыдущей моей записи на эту тему меня самого, вероятно, начнет пугать через некоторое время. Но точно также можно писать, даже если прочесть в десять или сто раз больше: подтверждения любой не вполне безумной идеи можно найти всегда. Скажем, осталось масса свидетельств добрососедских, трогательных отношений алжирских мусульман к европейцам. Есть свидетельства и тех, кто приезжал в Алжир лет через десять после войны, и их встречали радушно и хлебосольно их бывшие работники, и даже люди, занявшие их дом. Свидетельства другого слишком изветсны: резня "со всеми утончениями злобы", и не помещиков каких-нибудь, а шахтеров, например - их бывшими товарищами по работе. Я для себя решил, что бесполезно искать общее описание всего разнообразия судеб или искать общую характеристику для разных людей, но можно пытаться найти факторы, которые способствовали, как можно думать, известному конечному результату, и не просто так найти, а искать особенности, имеющие предсказательную силу. И если вы предполагаете причины, то нужно искать не столько подтверждений этому (копейка за пучок), а, наоборот, опровержений. Что могло бы заставить отвергнуть то или иное предположение? Не то, чтоб я так уж Поппера везде пихал, но как-то ничего другого в голову не приходит.
Далеее, есть еще проблема моральной оценки. Я таки думаю, что у нас есть право судить (у всех есть, поскольку есть понятие о хорошем и плохом), но я не думаю, что в пользовании этим правом на диване есть смысл. Можно, кажется, лишь попытаться оценить действия людей с их собственной точки зрения, или, хотя бы, так, как они бы наверное, поняли. Наименьший общий знаменатель, поэтому - результат. Дискуссии о целях и средствах используют ведь не только проблематичное оправдание - цель оправдывает средства - но и неточную формулировку: средства, если на то пошло, оправдывает не цель, а именно результат. А что получилось в результате, мы знаем: не только не сохранили Algérie Française, но и жителей его. Мало того, ужас месяцев бегства - мое самое сильное впечатление от прочитанного: по улицам дым - горят кучи брошенного барахла и машины, в порту - давка, на улицах уже совершенно бессмысленная пальба, люди пропадают тысячами, свои отморозки шмаляют по арабским кварталам и пытаются терроризировать бегущих, чтоб не бежали, чужие отморозки кидают гранаты и сгоняют людей неизвестно куда, а во Франции вам заявляют, что вы и ваши дети - колониальные кровопийцы, а потом никто не помнит, что вы вообще были на свете. И это - через пару лет только после того, как вам, наоборот, заявляли, что всегда, что никогда, что ни за что. Химера в очередной раз сожрала живых людей. Главный для меня вопрос, поэтому - что можно было сделать? Ну хорошо, эвакуировать сразу нельзя. А когда уже можно?
Вот фото из 50-х, которое десять лет назад показалось мне злободневным: