Бесснежные зимы третий год подряд, вот прямо как сейчас за окном, помимо прямого ущерба психике ведут к отсутствию весеннего подъёма воды в малых реках. «Чем это плохо?» - спросите вы. А тем, что снега нет - воды в малых реках весной нет, а значит и
весенний сплав идёт по бороде.
Типичная малая река три сезона в году представляет собой очень длинный и узкий пруд с едва заметным течением, Василий Поленов знает о чём речь.
Илистое дно, поросшие травой берега, протяжённые бочаги, изредка сменяющиеся бродами. Глубина редко превышает полтора метра, а в бродах воды будет по щиколотку. На лодке река, как правило, непроходима из-за частых завалов.
Осенью уровень воды поднимается только в дождливые годы, обычно же к зиме воды становится ещё чуть меньше, а с наступлением морозов река быстро затягивается льдом и бесследно заметается снегом.
Но всё резко меняется с приходом весны: уровень воды резко поднимается, река вздувается, выходит из берегов, иногда заливая окрестные поля. Скорость течения возрастает в разы, бурлящий поток смывает завалы на своём пути и очищает русло.
Обычно в наших широтах этот процесс происходит в середине апреля, но прошлой весной снега на полях не было уже в конце февраля. Единственный шанс увидеть более или менее высокую воду в таких условиях - дождаться оттепели, когда начнёт оттаивать грунт и уровень немного возрастёт.
И в начале марта такой момент представился. Лёд, на первый взгляд, практически сошёл, но на самом деле он прилип к берегам, а центральную часть проломал и поднял наверх подпор воды. Ширины и глубины прохода между берегом и гребнем вполне хватало для прохода резинки. Это был вторник.
В субботу всё тоже было вроде бы неплохо: вода, конечно, спала, но льда нет и можно плыть.
Проплыли мы ровно сто метров, а за излучиной реки нашему взору предстала такая картина.
Тут и про в лыжи обутый вспомнилось и клип Ленинграда «ЗОЖ» тоже бы вспомнился, если бы он успел выйти к тому моменту, но ситуация, когда за десять минут четверо в меру состоявшихся мужиков около 30 без вредных привычек и настроем на активный отдых превратились в четверых долбоёбов на льдине с камерами на лбу, конечно доставила.
Оставалась робкая надежда, что метров через триста начнётся чистая вода, но спустя пару километров она улетучилась. Это был-таки фэйл. Ещё обиднее было от того, что припай на берегу указывал, что ещё вчера уровень воды был сантиметров на 10-15 выше.
Тем не менее, двое из четырёх участников решили продолжать.
Где-то можно было просто идти по льду, где-то попадались участки чистой воды, но были и места, где лёд слишком тонкий чтобы идти и слишком толстый, чтобы грести.
Через час стоять на льдине, под которой видно, как течет вода стало уже вполне рабочей ситуацией, равно как и провалиться по колено. По пояс тоже было, не так приятно, но можно пережить :-)
Никогда бы не подумал, что можно ругаться матом 10 часов подряд. Ровно столько нам понадобилось, чтобы преодолеть 14 км до ближайшего места, где нас могла забрать машина.
В глазах таксиста читался немой вопрос, чего же мы делаем поздним мартовским вечером с двумя лодками на берегу замёрзшей реки, но он понимал, что адекватных ответов здесь быть не может, и до Тарусы мы ехали в тишине.
Вода в 2015-м больше не поднималась.
В этом году осенний сплав (поход?) также планируется, так что, если хотите угореть вместе с нами, вписывайтесь :-)