Мне хочется рассказать вам о долине Салгира на пороге зимы, и для начала я предлагаю остановиться у самой реки.
Салгир, конечно, речка небольшая (хотя и самая протяженная в Крыму - около 200 км), зато обладающая малоизученными свойствами вполне мистического характера. Согласно моим предположениям, Салгир является порталом, ведущим в иное время и другую реальность. Собственно, такими порталами могут быть любые реки с прозрачной и быстро текущей водой. Это двусторонние порталы, и очень странные создания иногда пользуются ими, чтобы посетить наш мир. В одной из книжек Кастанеды можно прочитать о ловле "союзника" из параллельной вселенной при помощи погруженного в реку зеркала. Мне известно о химерах, которые выходят из Салгира и разгуливают по улицам Симферополя. Я встречался с некоторыми из подобных существ, однако усилием воли стер из памяти все детали этих инцидентов, способных поколебать здравый рассудок и обрушить общественную мораль. Есть тайны, о которых нельзя говорить, оставаясь человеком, но я вправе и считаю своей обязанностью предупредить людей об их существовании.
Меня заставило вспомнить об этом событие, случившееся совсем недавно.
В один из недавних дней мы с толком потратили два часа перед закатом - успели побывать на другом берегу и вернуться обратно. Применительно к Салгиру это звучит смешно, перейти его по мостику можно почти мгновенно. Однако расстояния на дороге, ведущей на другой берег реальности, не измеряются в линейных единицах.
Путешествие не было связано с употреблением каких-либо веществ и развивалось вполне спонтанно. Нам просто захотелось прогуляться где-то в окрестностях, посмотреть вдаль, чтобы глаза отдохнули от монитора, а восприятие исцелилось от подступающей отовсюду пестрой вульгарности созерцанием нежных полутонов предзимних пейзажей.
До наступления темноты оставалось совсем немного времени, а Лозовое находилось ближе всего. К тому же мы очень давно не видели вблизи очаровательный маленький замок Кесслеров, вид на который неизменно привлекает внимание проезжающих по ялтинской трассе. Он долго ветшал и разрушался, но года два-три назад у него появился новый владелец, имя которого не называлось, и особняк был отреставрирован.
Доехав за какие-нибудь десять минут от университета до Лозового, мы подошли к речке, над которой склонились ветви платанов, пылавшие осенней листвой в лучах заходящего солнца, и увидели на противоположном берегу свои тени. В этом не было ничего удивительного, поскольку солнце светило сзади.
Я поднял руку, чтобы приветствовать свою тень, и то же самое сделала моя спутница, однако тени никак не отреагировали на наши жесты, и такую выходку, согласитесь, уже невозможно считать чем-то обычным. Когда я поднял фотоаппарат, чтобы сделать этот снимок, они тоже не шелохнулись. Моя первая мысль была - ну и пусть. Они теперь независимы от нас, а мы от них. Должен ли принцип свободы распространяться на наши тени? Пожалуй, разрешить этот философский парадокс будет непросто. Что означает для них свобода? И чем она обернется для нас? Интересно, как им живется там, на другом берегу реки, в сказочной стране, где на холме возвышается замок, окруженный деревьями?
Следом за первой мыслью пришла вторая, и мы застыли как вкопанные, пытаясь осознать очевидную аномалию. Идею о галлюцинации я отбросил немедленно. Стертые записи в моей памяти безгласно кричали мне о том, что это такое.
Первыми нарушили неподвижность наши теневые двойники, обменявшимися довольно выразительными телодвижениями - похоже, они о чем-то спорили, указывая друг другу в нашу сторону. Не могло возникнуть сомнений в том, что именно мы стали причиной их разногласий, и это обстоятельство не сулило нам ничего хорошего. Чтоб тебя! Мы приехали сюда отдохнуть от городской суеты, а не искать приключений на задницу!
Мысленно произнося страшные ругательства, я восстанавливал уничтоженные страницы табуированного знания, подыскивая оружие для предстоящей схватки, хотя не был уверен в том, что она последует. Процесс восстановления шел быстро, но оказался чрезвычайно болезненным. Ощущения напоминали самую лютую депрессию, переходящую в совершенно физическое страдание, которому нет имени. К счастью, дело ограничилось одной волной - она прошла, и все стихло. Необходимые связи в мозгу были налажены, я успокоился и понял, что полностью владею ситуацией. Никакой схватки не будет. Во всяком случае, в данный момент.
Моя тень на другом берегу знаком пригласила нас присоединиться к их компании. Но теперь был мой черед игнорировать. Отвернувшись от тени, я обратился к своей подруге, заставив ее оторваться от завораживающего спектакля двойников:
- Ничего особенного. Это всего лишь проводники, сталкеры. Они могут превратиться в проблему только в том случае, если мы войдем в воду. Но мы же не собираемся переходить речку вброд. Мост в двух шагах отсюда. Пойдем, они наверняка покажут нам что-нибудь интересное.
- А что будет, если мы войдем в реку?
- Вероятно, тогда мы полностью окажемся в их мире, и будем долго искать выход оттуда. Не факт, что отыщем. Обитатели этого мира могут оказаться кем угодно. Их настроения и ментальность нам абсолютно неведомы.
Тут она пожала плечами и забросала меня очень резонными вопросами:
- Ты думаешь, их мир хуже нашего? Ну, как Европа хуже России, да? Нам же так рассказывают, хотя мы догадываемся, что это вранье, и отсюда в любом случае хочется бежать без оглядки. Ты это понимаешь, но теперь распространяешь свои патриотические принципы на человеческий мир в целом. А нет ли в этом антропоцентристского шовинизма?
- В детстве моими противниками были ребята из соседнего двора. Они меня дразнили, и я с ними дрался. Не я один, все пацаны из нашего дома. Но следующий двор, третий, и они, и мы проходили с опаской - он был большой, там была сильная команда. Однажды мы заключили союз со своими вечными соперниками и наваляли этой сильной команде из третьего двора. Как ни странно, после этой драки они не озлобились, а присоединились к нам. Идея союза им понравилась. После этого по району можно было ходить спокойно. Собственно, это и есть принцип империи. Шовинизм - естественная реакция на окружающие нас миры хищников, способ расширить безопасное пространство, без которого невозможна цивилизация. Я не знаю, откуда прибыли к нам эти энергетические проекции, и насколько их мир пригоден для нас. Мы не умеем дышать под водой, например. Люди не сахар, однако есть вселенные, в которых всем заправляют еще более злобные ублюдки. Может быть, прибывшие за твоей головой устроились в жизни лучше тебя, но это, знаешь ли, не повод отдать им свою голову. У них можно и должно учиться, сохраняя безопасную дистанцию, позволяющую не расплачиваться за их науку собственной свободой. Только почему именно сегодня? На сегодня у нас были совсем другие планы!
Наверное, мои доводы не произвели на нее должного впечатления, поскольку ее зрачки сузились.
- У тебя всегда другие планы. Поэтому мы не продвигаемся в йоге, топчемся на месте и теряем время. Эти существа приходят сюда за энергией, мы могли бы нанести им ответный визит с той же целью. Но ты предпочитаешь рассуждать, а не действовать.
Раньше меня бы это взбесило, но в последнее время я стал относиться ко всему, что касается моей личности гораздо спокойнее. Я посмотрел вокруг и восхитился игре солнечных лучей на широких золотых листьях платана, колеблемых ветерком, затем постарался улыбнуться как можно шире и ответить как можно мягче:
- Признаю это. Понимаю, каким ты меня видишь - самопоглощенным, рассеянным, постоянно отвечающим невпопад и вечно занимающимся всякой ерундой. Так и есть. Я же чертов писатель. Но я обещаю исправиться. Наверняка ты права по поводу их и нашего мира, но в нашем мире они - тени, а у них в гостях тенями окажемся мы. У нас еще недостаточно силы для того, чтобы являться к ним и уходить победителями. Тем не менее, сейчас мы способны получить и энергию, и знание, не подвергаясь особому риску. Даже если мы перейдем на ту сторону не промочив ни одной ноги, благодаря присутствию проводников местность будет преображена легким отсветом их реальности. Здесь вообще колдовские дебри, а сегодня особенно. Видишь замок на холме? Идем к нему!
- Ты слишком самоуверен. Сталкеры все равно навяжут тебе свой сценарий.
- Они уже это сделали, жестами изобразив перед нами оживленную дискуссию. Мы последовали их примеру.
- И что будет дальше?
- Увидим.
Продолжая спорить, мы прошли по мосту и оказались на тропе, которая вилась по склону холма, поднимаясь к замку.