Суицидальные наклонности и их преодоление - серьезная тема, как раз для Страстной недели.
В юности суицид представляется игрой, эффектной позой, поскольку отсутствует ощущение времени и, как следствие, окончательности этого поступка. Смерть понимается как драматический жест, апофеоз юношеского бунта. Это особенность возраста, она была всегда, и никак не связана с историческим периодом несмотря на современные страшилки вроде распиаренных "групп смерти". Просто это тот момент, в который человек начинает взаимодействовать с миром по-взрослому, и выявляются его многочисленные несоответствия воображаемому идеальному стандарту. Такие несоответствия есть у всех, но очень разные. Они и становятся причиной юношеской депрессии. Социализация - штука сложная, а защитные механизмы в виде здорового цинизма, основанного на жизненном опыте, в силу отсутствия этого опыта еще очень слабенькие. Непременно присутствующая в этом возрасте влюбленность, как правило, еще не успевшая превратиться в любовь, отнюдь не является спасением - напротив, она нередко выступает мощным катализатором деструктивного психологического процесса. Конечно, бывает и наоборот, но значительно реже. Классика, чего уж там.
Это опасно из-за бездумной юношеской импульсивности, но лечится довольно просто - лекарством является любой отвлеченный интерес, любое осмысленное делание. В таком возрасте мир еще полон тайн, он еще не рассказал многих интересных вещей.
Во время кризиса среднего возраста суицидальные мысли тоже бывают весьма сильны, но мотивация тут уже совершенно другая - крушение надежд, внутреннее одиночество, нежелание превращаться в развалину, смешанное с ненавистью презрение к окружающей примитивности, ясное понимание того, куда катится мир, и невозможность что-либо изменить. Смерть уже ощущается совершенно реально, без всякого романтического флера, она отвратительна, но кажется избавлением от множества неприятностей. Конечно, есть очень серьезные сдерживающие моменты - необходимость заботиться о близких, незавершенные дела, невыполненные обязанности. Но в целом бороться с этим искушением достаточно сложно. И вот тут лучшее лекарство любовь. Может быть, единственное.
Как ни удивительно, нужно дожить до такого возраста для того, чтобы научиться испытывать это чувство во всей его глубине и цельности, преображенное печалью, знанием и безграничным ощущением внутренней свободы, которое дает понимание того, что жизнь прошла, и никакие условности теперь не имеют значения. Да, это прекрасно.
Таким образом, любовь и смерть, блаженство и бездна оспаривают первенство в сознании, и это самый захватывающий триллер из всех, что я знаю. Жизнь может быть прелюдией к смерти, а может - подготовкой побега. Свобода - это шанс, который находится между любовью и смертью. Одна из гностических тайн заключается в том, что страх перед бездной парализует наше сознание и не позволяет ускользнуть одушевляющей нас божественной искре. Поэтому в момент смерти эта искра поглощается энтропией. Есть одно средство победить страх - это любовь. Недаром говорят, что любовь сильнее смерти. Поэтому обрести свободу и вернуться домой можно только по любви.
Ускользнуть из тенет мира - это интереснее суицида. Вырваться на свободу, в пьянящую неизвестность вместе с любимым человеком, сохранив осознание и приобретенный опыт - доблесть. Это высший способ мести духу тяжести и его многообразным воплощениям. Хорошо смеется тот, кто смеется последним. "Мир ловил меня, но не поймал".
Помочь победить суицидальные настроение также способно дружеское общение. И хорошая "травка", кстати, которую в этом случае лучше использовать вместе с транквилизаторами. А вот религиозные культы, общественная мораль и другие проявления коллективного сознания скорее могут вызвать отторжение - надо учитывать то, что суицид чаще всего представляет собой некий апогей конфликта между личностью и обществом.
Всякий культ создается как система настроек, позволяющих ориентироваться и действовать в духовном пространстве, однако впоследствии в силу известной роли, которое играет в человеческом социуме тупое и ограниченное большинство, такая система неизбежно подвергается профанации и превращается в штамп общественного сознания, в довлеющую формальность, постепенно уничтожающую свое внутреннее содержание.
Но это же касается и человеческих отношений - в большинстве случаев они формальны, те же сценарии и скрипты, как у андроидов в сериале "Мир Дикого Запада" (в оригинале "Westworld"), издевательски пародирующем наше обыденное сознание. Бессмысленное повторение заученных стандартных выражений, многозначительное озвучивание избитых истин, копирование театральных реакций персонажей очередного просмотренного фильма помогают нам имитировать разговор и маскировать равнодушие к собеседнику. Так мы остаемся приличными членами общества до тех пор, пока в нашей душе что-то не ломается. Тогда программа дает сбой, и устройство начинает глючить - с непредсказуемыми последствиями.
Другое дело общение в кругу тех, кому есть, о чем поговорить. Поэтому отшельники и уходили в лес или пустыню. И там общались друг с другом в свое удовольствие. В хорошей компании, так сказать. Хороша та компания, в которой нет необходимости притворяться. В Индии и семейные пары часто становились отшельниками.
Сейчас другая ситуация, общество стало фактически вездесущим, и современные мистики ищут способы оставаться собой, находясь в этом обществе. Дело довольно трудное, требует развития самоконтроля и дисциплины, а это не всегда сочетается с творческим вдохновением. Какой-то механистический принцип сейчас преобладает во всех сферах жизни. И контакты на нормальном человеческом уровне, свободном от ядовитых испарений общественных предрассудков, в этой ситуации становятся особенно важными.
Внутреннее отшельничество, неустанная работа над развитием возможностей собственного осознания и ясная цель финала своего земного существования способны полностью исключить суицид из списка рассматриваемых вариантов.