Осень в Симферополе

Nov 22, 2015 18:34




Сегодня в Симферополе плюс двадцать один, сильный ветер и режим чрезвычайной ситуации - свидомые дегенераты взорвали опоры ЛЭП где-то в степях Херсонщины и полностью прекратили поставки электроэнергии в Крым. По этой причине завтрашний день в Крыму объявлен выходным.
Коль скоро так, пойдем гулять по городу. В Симферополе только что закончилась золотая осень.

На верхнем фото - здание иллюзиона "Баян", построенное в 1915 году и недавно отметившее свой почтенный вековой юбилей. Здание строилось как кинотеатр и являлось кинотеатром на протяжении всей своей долгой жизни. Уже сто лет здесь крутят кино.
Когда Хрущев подарил Крым Украине, кинотеатр "осчастливили", присвоив ему имя Т. Г. Шевченко - посредственного виршеслагателя наивно-националистического толка, никак не связанного с Крымом, зато ставшего иконой русофобствующего "украинства". Это имя кинотеатр носит и по сей день. Общественная инициатива по возвращению кинотеатру его изначального веселого имени в этом году не получила поддержки городской администрации. Характерно, что против переименования выступили крымские коммунисты, усмотревшие в закономерном презрении, которым крымчане по праву награждают идеологический тренд "государства У", зловещие проявления русского великодержавного шовинизма. Эти современные добропорядочные "левые", видимо, не хотят ссориться с "умеренными" укронацистами - кто знает, как оно все обернется? Они, по всей видимости, предпочитают забыть о том, что на предпринятую майданной хунтой в феврале 2014 г. попытку лишить русский язык статуса регионального, Крым ответил полномасштабным и категорическим восстанием.
Переименования вообще богатая тема. В Москве до хрипоты спорят о станции "Войковская", а в Крыму никто не вспоминает про улицу Бела Куна, хотя Бела Кун - палач вполне эпического масштаба. И никому он не нужен, но теперь рукой не отмахнешься - для того, чтобы избавиться от него, нужны реальные деньги. И немалые - переименование действительно дорогостоящая процедура. Так что дышим ровно.
Такое кино. А здание красивое, одно из первых мест в моем рейтинге архитектурных памятников Симферополя.

Кинотеатр находится в Европейском городе. Исторический центр Симферополя делится на три района - Старый, Европейский (Русский) и Новый город. Европейский (или Русский) город - это район регулярной застройки XIX - начала XX вв., идеально сохранивший архитектурный облик южного губернского центра Российской империи.




Планировка в соответствии с гипподамовой системой - улицы, пересекающиеся под прямым углом, прямоугольные кварталы - во второй раз была успешно реализована в Крыму при проектировании Европейской части Симферополя. Впервые это произошло где-то в III - IV вв. до н.э. в Херсонесе Таврическом. Именно эта система планировки в архитектурном смысле резко обособила Европейский город от Старого.

Европейский город помнит о том, что он Европейский и устанавливает у входа в кафе макет Эйфелевой башни. Он появился задолго до всякого нынешнего Шарли, и никак с ним не связан. Это всего лишь символ культурной традиции, частью которой является и "цивилизация симферопольских бульваров" (еще в XIX в. такое определение дал в "Очерках Крыма" Евгений Марков). Такова прекрасная провинциальная непосредственность. Впрочем, Пушкин тоже начинал с вольных переводов из Эвариста Парни.

Судя по тому, что доносят до меня мировые информационные агентства, в Париже сейчас не очень хорошо. И проще чувствовать себя европейцем в Симферополе. Однако не будем надувать щеки, как говорят в таких случаях - не зарекайся. Этой осенью у нас стали обычным делом ночные поджоги автомобилей. Правда, малолетних поджигателей недавно изловили, но сама тенденция настораживает. Насколько я помню, в Париже некоторое время назад все начиналось именно с этого. Думаю, у манипуляторов, организующих общественные протесты и "цветные революции", методички остались прежними.

Для внимательного наблюдателя очевиден наднациональный, надрелигиозный и надклассовый характер противостояния, развернувшегося в современном мире. Тут впору говорить о сценарии зомби-апокалипсиса - эпической схватке людей с не совсем людьми, в результате специальной обработки утратившими способность различения добра и зла. И в океане наступающего этического хаоса единственным спасательным кругом для человечества является мировая культура. Вся мировая культура, без конъюнктурных фильтров.
Кстати, в Симферополе есть и собственная большая "эйфелева башня", но о ней позже.




Европейский город также называют Русским, и это вполне понятно - по сути дела европейская культура пришла в Крым в последней четверти XVIII в. вместе с войсками Российской империи. На месте теперешнего Европейского города стояли военные лагеря Долгорукого и Суворова, затем было начато строительство губернской столицы екатерининской Тавриды. И возводилась эта столица в подчеркнуто европейском стиле, символизировавшем торжество идеи просвещенного абсолютизма.

Нам смешно открещиваться от европейского культурного влияния, это значит не помнить себя и отрицать роль, которую сыграла политика Петра I и Екатерины II в формировании российской государственности. Столь же нелепо пытаться подменить этим влиянием собственный культурный стержень, то есть уникальное понимание мира, свойственное представителям русской цивилизации. К сожалению, нашу блогосферу заполонили крикливые сторонники того и другого крайних суждений, ведущие бесконечный, непримиримый и бессмысленный спор. Порядком надоевший, между прочим.

Сто лет назад, в эпоху модерна Европейский город пережил настоящий строительный бум, в центре Симферополя тогда одно за другим вырастали весьма примечательные в архитектурном отношении здания. Кинотеатр я уже показывал, а вот просто театр: здание Крымского академического русского драматического театра им. Горького было построено по проекту академика архитектуры А. Н. Бекетова и открыто в марте 1911 г.




Скульптурные детали, украшающие фасад театра, были выполнены в мастерской О. Якобса. Особенно эффектно смотрятся грифоны и аттик со скульптурной группой - контуры этих изваяний во многом определяют своеобразие архитектурного силуэта улицы Пушкина. На зиму скульптуры укрывают от непогоды.

Еще один примечательный памятник эпохи модерна в Симферополе - здание банка, возведенное в 1913 г. Здесь в качестве архитектора выступил Н. П. Краснов, автор проекта белого Ливадийского дворца в Ялте (1911 г.) и целого ряда других примечательных сооружений.




Модерн в архитектуре - это прежде всего очень симпатичная мне философия комфорта и свободы творческого воображения. Именно поэтому модерн не боится обвинений в эклектике - он подчеркнуто, вызывающе эклектичен.
Первые концептуальные попытки легализации эклектики предпринимаются в Крыму уже в период романтизма (например, Алупкинский дворец М. С. Воронцова, спроектированный Эдуардом Блором), а для модерна эклектика и стилизация становятся чем-то наподобие trade mark.

Лучшим примером является знаменитый "дом десяти драконов" (1890 г., архитектор Б. А. Зайончковский), принадлежавший купцу Чирахову. Второй этаж здания занимали жилые помещения, на первом находилась биржа и кафе - "губернская шашлычная". В затейливом неоромантическом декоре здания русско-византийские и мавританские мотивы смело сочетаются с мотивами европейской готики и барокко. И, надо сказать, в этом сочетании есть своя сермяжная правда.




А теперь оставим дворцы и обратим взоры на хижины. Отправляемся в Старый город.

Основой Старого города стал застывший в позднем средневековье крымскотатарский городок Ак-Мечеть, существовавший здесь с начала XVI в. На протяжении XIX - начала XX вв. Старый город подвергался в основном стихийной застройке, поэтому лабиринты его извилистых улочек сохранили средневековую планировку.

Старый город - это невероятно стильно и красиво. Только здесь потребуются совершенно иные эстетические настройки.




Старый город - это кладка стен и уклад жизни. Домики, вросшие в землю до самых окон, хранят многие тайны. Система подземных галерей и сооружений Старого города мало изучена современными исследователями, зато овеяна легендами.

Кстати, о легендах. Вот один из уголков Старого города. В трехэтажном здании согласно городской легенде до 1920 г. находился бордель, в котором шлюхи принимали клиентов. Сейчас бордель шагнул далеко за пределы Старого города. А легенда живет.




Лабиринт невзрачных извилистых улиц. Странное, словно заговоренное место. Город домов с привидениями, "пьяных углов" и обшарпанных стен, над которыми будто парит легкая конструкция Симферопольской телебашни (ее высота 192 м).




Контуры местной "эйфелевой башни" придают здешним городским пейзажам особую утонченность. Все происходит как на полотнах сюрреалистов - резкий стилистический контраст способствует переключению восприятия, заставляя его интерпретировать окружающую действительность в качестве сновидческого пространства.




Из Старого города в Новый можно спуститься по "лестнице любви". Этой лестнице и ее окрестностям придется посвятить отдельный пост.

А в завершение этой прогулки - немного осеннего солнца.


культурология, архитектура, история, Симферополь

Previous post Next post
Up