Ночь искусств в Симферополе оказалась довольно интересной и насыщенной, ее события разворачивались на многих площадках. Одной из таких площадок стал Неаполь Скифский - археологический музей-заповедник, раскопки столицы позднескифского государства.
Древний город, переживший свой расцвет во время царствования Скилура (II в. до н.э.), представлял собой административно-культовый центр древнего населения крымских предгорий. К моменту его возникновения скифы успели инкорпорировать и ассимилировать ранее населявших эти места тавров. Оригинальная таврская культура постепенно растворилась в позднескифской, в некоторой мере трансформировав и преобразив последнюю (поэтому позднескифское царство можно уверенно называть тавроскифским).
Непростые отношения сложились у тавроскифов с эллинами, носителями классической античной цивилизации, однако периодически возникавшие военные конфликты не означали отсутствия прочных экономических связей и взаимного культурного влияния. Греки встречались среди жителей Неаполя, были здесь и храмы эллинских богов.
В III в. н.э. тавроскифы оказались вовлечены в бурные события Эпохи великого переселения народов и прекратили существование в качестве единого народа, однако в X в. византийский историк Лев Диакон назовет тавроскифами русских воинов князя Владимира, овладевших тогда (988г.) Корсунью (Херсонесом). А в XX в. напомнит о скифском наследстве Александр Блок.
Впрочем, главный сюжет скифской Ночи искусств скорее напоминал о скифской богине Табити, владычице огня и покровительнице домашнего очага.
В этом действе была поэзия и была концепция.
Игры с огнем под грохот рок-н-ролла в условном пространстве бывшей комнаты бывшего здания, построенного две тысячи сто сорок лет назад - примечательная эмблема современного искусства и, следовательно, мироощущения.
Красивая метафора. Скажем так.
Click to view
Территория музея-заповедника подсвечивалась факелами, кострами и прочими архаическими устройствами, слабо разгонявшими сгустившуюся ноябрьскую мглу. В общем, было темно и атмосферно.
Люди собрались на темном плато Неаполя Скифского для того, чтобы посмотреть на живое пламя. А внизу переливался электрическим сиянием ночной Симферополь.
Вход в гробницу Скилура.
Внутри - музейная экспозиция.
Проем городских ворот Неаполя Скифского.
В котле закипала вода для "скифского чая".
Был и шатер - вероятно, в качестве напоминания о "скифской бане".
Ну, и огонь, конечно.