Развод по-византийски

Jun 07, 2013 18:55

Признаться, я думал, что после приснопамятного полета с журавлями никаких экстравагантностей на высшем уровне в России совершаться не будет - удушающий смог чопорного официоза, заполонивший российское информационное пространство, казалось, не давал никаких поводов подозревать нечто подобное. Но я ошибался. Новость о том, что Президент России Владимир Путин и Людмила Путина объявили о разводе после почти 30 лет брака - это, право же, будет посильнее любых отливонов в граните, которыми так любил тешить публику бывший местоблюститель и нынешний премьер. Раньше такой праздник для желтой прессы устраивали разве что мелкие политические приживалы наподобие лидера украинских коммунистов Петра Симоненко, который вполне хладнокровно преодолел процедуру развода и новой женитьбы.
Конечно, ничего преступного в подобном радикальном разрешении запутанных семейных проблем нет, зато соблазнительного - навалом (простите за невольный каламбур). У оппозиционеров появится приятное развлечение, у креативного класса - тема для неслабого креатива. А что появится у Путина? Вы говорите - новая жена? Возможно, однако наряду с волнующим воображение статусом первого жениха у Путина наверняка возникнут проблемы. Очень серьезные проблемы. Из тех, что беспокоят сейчас его турецкого коллегу Эрдогана, которому я искренне желаю скорой и благополучной отставки.
Все просто: если вы современный государственный деятель, возглавляющий цивилизованную страну и уважающий элементарные личные свободы граждан, то такой шаг, как развод скорее всего не станет концом вашей политической карьеры, хотя особого восторга у ваших избирателей этот поступок и не вызовет. Президент тожечеловек, и все такое. Но коль скоро вы консерватор и реакционер с монархическими замашками, позиционирующий себя в качестве ревнителя общественной морали и предлагающий народу некие "духовные скрепы" под насмешливыми взглядами нуворишей, отлично устроившихся вне морали и вне досягаемости - здесь уже, извините, несколько иной коленкор: необходимо соответствовать. Как говорил один знаменитый маркиз, "докажите свою добродетельность или отворите двери тюрем". Или по-русски: "Назвался груздем - полезай в кузов".

Меня нисколько не интересуют обстоятельства, подтолкнувшие чету Путиных к разводу - я не люблю сплетен. Тем не менее, даже при беглом ознакомлении ситуация совсем не напоминает историю жены Цезаря, которая, как известно, должна быть вне подозрений. Скорее, тут все наоборот. Кто виноват в том, что Путину не чужды пороки стареющей поп-звезды? Но это мелочи. В политике решающее значение имеет жест. И этот жест был сделан. "Скрепы" пошли насмарку. Что меня очень радует, если честно.

Зато все это интересно сравнить с другими историческими событиями, произошедшими в конце VIII века в Византии. "Бревиарий" патриарха Никифора сообщает о том, что византийский император Константин VI в 795 году от Рождества Христова заточил свою первую супругу Марию в монастырь и женился на кувикуларии Феодоте. Когда патриарх Тарасий отказался освятить этот брак, был найден более сговорчивый поп.
"Тогда король Лангобардии, топарх Готии и топарх Боспора, опираясь на нарушение закона императором, изнурили себя прелюбодейными вожделениями и необузданными желаниями, находя для этого наиболее извинительное оправдание в поступке императора ромеев, безнаказанно прогоняли своих жен и вводили в дом других. Готский правитель, будучи охвачен позорной страстью, старался развестись со своею женой, чтобы на ее место привести какую-то распутницу".

Ну, это дела средневековые, но нам хорошо понятные. Тот же император, те же орды на границах, та же коррупция, те же попы. Готия тогда, кстати, в Крыму находилась - вот в этих местах.
Вот я теперь и думаю - кто из президентов постсоветских государств или политических деятелей менее высокого ранга первым последует примеру Путина?

скандал, политика, Византия, история

Previous post Next post
Up