Постмодернизм forever: революция интеллектуалов, колдунов и романтиков

Dec 24, 2012 20:36

Данный текст представляет собой развернутый ответ на ряд вопросов, которые были подняты во время обсуждения моей недавней статьи о постмодернизме в поэзии на форуме СВП.
Заявленная тема на сегодняшний день является дискуссионной и широко обсуждается в разных интернет-сообществах, где в достаточно острой полемике сходятся приверженцы и противники использования постмодернизма как творческого метода и философской концепции. Некоторые наши теоретики и формирующиеся вокруг них интеллектуальные центры сейчас ведут настоящую кампанию против постмодерна, и волны, я вижу, широко расходятся.
При этом человека, пытающегося разобраться в сути проблемы, нередко вводят в заблуждение сторонники охранительной парадигмы, которые периодически организуют разного рода информационные вбросы, направленные на дискредитацию постмодернизма. Понятно, что постмодерн этим ребятам совершенно не в кайф, потому как он дает людям преступную возможность не ползать на брюхе перед идолами, а научиться трезво оценивать их значимость, и если она окажется мнимой - извините, подвиньтесь.
В общем, если вспомнить известный афоризм Мохандаса Ганди - "Сначала Вас игнорируют, потом над Вами смеются, потом с Вами борются, а затем Вы победили" - то можно сказать, что с постмодернизмом уже борются, уже осознают его опасность и поэтому нещадно поливают его грязью. В этой ситуации особенно важна просветительская деятельность, поскольку цена вопроса очень высока. Без всякого преувеличения.
Ниже я очень кратко и сжато скажу о своем понимании глобальной роли постмодернизма в судьбе русской и всечеловеческой цивилизации. Тема сложная, поэтому несмотря на все мои старания букв будет довольно много, но ничего не поделаешь.

Окружающий мир воспринимается нами посредством органов чувств и пребывает в нашем сознании в виде семантического пространства. Постмодернизм это система, позволяющая работать с этим семантическим пространством и моделировать необходимую семантическую ситуацию. Как это реализуется на практике, я показал в обсуждаемой статье на примере лирического стихотворения и всего лишь одного постмодернистского приема - искусства цитирования, но область применения системы гораздо шире.
Рекламные кампании, "цветные революции", модные тренды, осмеянные идеалы, внезапные метаморфозы общественного сознания, подспудное навязывание стиля, культурологических ориентиров и ценностных приоритетов эпохи - все это результат использования постмодернистских технологий. Нет, мы их пока что не использовали - их использовали против нас. Калейдоскоп окружающего нас информационного потока кажется хаотическим, произвольным, однако он подчинен неумолимой логике постмодернистской игры. Сейчас игра идет в наши ворота, и мы, то есть русская цивилизация, являемся безвольным объектом манипуляций противника. Из этого опять же некоторые делают вывод о том, что постмодернизм плох. Да не постмодернизм плох - зевать не надо! Как говорится, не спи - замерзнешь.

Необходимо срочно создавать собственное постмодернистское оружие, не дожидаясь особого приглашения и правительственного указа, поскольку на такой указ можно надеяться лишь предварительно подвергнув нынешнюю правящую элиту специальной обработке люстрации не только по коррупционному, но и по интеллектуальному признаку, а для этого постмодернистская революция должна победить.

Улыбка под этой юбкой заставляет дрожать континенты,
Так на что нам сдались эти зомби в правительственных новостях?

(БГ "Стоп машина")

Конечно, на первых порах неизбежен этап заимствования и обкатывания в наших реалиях западной постмодернистской мысли, и тут нам следует не смущаться, а вдохновляться примером Петра Великого, но я знаю - у нас плохо получается копировать чужое потому, что мы любим изобретать свое. Так дадим себе волю - будем изобретать!
Интеллектуальной платформой русской цивилизации является не аналитика, а чрезвычайно мощная и эффективная способность к синтезу, и это свойство заложено в русском языке на уровне синтаксиса. Синтез - основной действующий принцип постмодернизма, так что в данном случае все козыри в наших руках. Уверен в том, что мы еще скажем миру свое постмодернистское слово, и это слово прозвучит очень веско.

Но абсолютно ошибочно рассматривать совершающуюся сейчас постмодернистскую революцию в контексте противостояния Востока и Запада, поскольку это явление совершенно иного плана, и в ходе дальнейших событий упомянутое противостояние может быть просто снято с повестки дня, что для нас (как и для всего человечества) будет являться полной победой над противником, значение которой невозможно переоценить. В постмодернистской войне не будет поверженных стран, но будет одна побежденная варна. Или каста. Или класс. Или социальная группа. Называть можно как угодно, дела это не меняет.

Постмодернизм - система с открытым кодом. Очень демократичная. Каждый может внести свой посильный вклад в ее разработку, но для этого, разумеется, необходимо обладать соответствующим уровнем интеллекта, эрудиции и прочими необходимыми качествами. Поэтому нет и более элитарной системы, чем постмодернизм. Что хорошо, если вдуматься: постмодернистом может стать каждый, но для этого каждому необходимо заниматься самообразованием, читать книжки - и не только про любовь и казаков-разбойников, а умные всякие.
Таким образом появляется своего рода интеллектуальный ценз, существенно снижающий уровень человеческой заурядности и ограниченности в кругу лиц, причастных к управлению процессами. А то лица наших депутатов, государственных чиновников не последнего ранга и высокопоставленных церковников зачастую не очень-то светятся обаянием учености, как ни посмотришь - или рыба, или жаба, черт знает, что такое. Глядя на них, отчетливо понимаешь, благодаря способностям к чему и согласия на что они оказались во власти.

По сути постмодернистская революция представляет собой революцию интеллектуалов, которым надоела власть ростовщиков, биржевых спекулянтов, рекламных разводил и политических гангстеров всех мастей.
Дело в том, что в достаточно отдаленные времена человеческое общество было устроено несколько более логично, чем сейчас - им руководили люди знания: мудрецы (для того, чтобы так называться, седой бороды, косматых пророческих бровей и зычного голоса было недостаточно), ученые (впрочем, нагромождение малопонятных терминов тогда никого не интересовало), практикующие маги (но это совсем не экстрасенсы, которые лечат по фотографиям), поэты (только надо помнить, что поэтами тогда называли владык слова, а не словоблудов).
В индуистской традиции, сохранившей наибольшее количество отчетливых древнеарийских реминисценций, таких людей называли брахманами, они составляли высшую варну - интеллектуальную элиту общества. И все было чудесно, но постепенно от такой благости брахманы расслабились, а там и рассобачились, стали понты нарезать и потихоньку деградировать, превращаясь в то, что указано в скобках. Тогда разложившихся в быту брахманов потеснили кшатрии - это вторая варна: военные и управленцы, светская власть. Они отобрали у брахманов бразды правления и начали рулить сами, ограничив брахманов сферой религии, выхолощенной и приведенной в соответствие с основными направлениями государственной политики. Так знание превратилось в религию. Это напоминает мне историю принцессы, превратившейся в лягушку - только наша принцесса еще ждет, чтобы ее расколдовали, воссоединив академическую науку, эзотерические практики и художественную мысль. Истинное знание всегда является единым и целостным.

Хорошо, ну и что кшатрии придумали новенького? Феодализм - это о них. Регресс в общественной жизни был настолько заметным, что соответствующую эпоху в Европе назвали "темными веками". Как у кшатриев отбирали власть капиталисты (вайшьи, третья варна) - об этом уже знают все хоть немного знакомые с историей Нового времени.
В результате Великой Октябрьской социалистической революции, произошедшей в Российской империи в 1917 году, к власти пришел рабочий класс и трудовое крестьянство (шудры, четвертая варна). Они создали могучую державу, поразившую мир своими достижениями, но ей было отпущено всего семь десятилетий (временной интервал каждой последующей исторической эпохи значительно короче предыдущего, время сжимается, устремляясь к финалу представления). В 1991 году Советский Союз пал жертвой безалаберности одних и предательства других, и терзать останки великой страны принялись те, от кого раньше брезгливо отстранялись представители любой варны - неприкасаемые (чандала). Вы их видели. Вы их знаете.
Кали-юга завершена. Впереди Буря Равноденствий и новый день Брамы. Пора начинать все сначала. Современные интеллектуалы полагают, что они хорошо изучили ошибки своих предшественников и не допустят их повторения.

Земля забудет обиды
Всех воинов, всех купцов,
И будут, как встарь, друиды
Учить с зеленых холмов.

И будут, как встарь, поэты
Вести сердца к высоте,
Как ангел водит кометы
К неведомой им мете.

(Н. С. Гумилев "Канцона третья")

Главной стратегической задачей, которую может разрешить прогрессивное человечество при помощи постмодернизма является замена семантического ядра эона старого мира лжи и насилия семантическим ядром эона новой эры любви и понимания. Подчеркиваю - никакой фантастики, над этим уже работают.
Но это поистине грандиозный процесс - замене подлежит не система ценностей, а вселенная смыслов. Разумеется, этот процесс пролонгирован во времени, поэтому являясь наиболее радикальной революцией в истории человечества, постмодернистская революция не распознается как таковая. Еще менее заметен всеобъемлющий характер преобразований, осуществляемых в ходе этой революции, отнюдь не ограничивающихся традиционной для данного понятия социально-политической сферой. Зато ее результаты могут оказаться ошеломляющими.
Хорошими или плохими? Спасут они человечество или погубят? Не знаю. Но нынешняя система координат давно уже утратила свою функциональность, и этот факт, если кто не заметил, ежедневно демонстрирует нам современная массовая культура во всех ее многообразных и неизменно профанных проявлениях. Вечный двигатель человечества сейчас работает вхолостую, а мы просто обречены на поиски.
И не надо "шить дело" постмодернистам, обвиняя их в разрушении иерархии ценностей и профанации культурных кодов - как говорилось в известном фильме, все уже украдено до нас. Постмодернизм не разрушает идеологические конструкции прошлого, он лишь расчищает поле от их обломков, но делает это спокойно, без фанатизма. Фанатизм вообще чужд мировоззрению постмодерна, его место занимают такие замечательные вещи как юмор и снисходительность, нисколько не снижающие уровень высокого пафоса свободного творчества.

Страницу и огонь, зерно и жернова,
секиры острие и усеченный волос --
Бог сохраняет все; особенно -- слова
прощенья и любви, как собственный свой голос.

(И. А. Бродский "На столетие Анны Ахматовой")

Если постмодернисты и верят в Бога, то именно в такого.
Для постмодерна характерна еще одна уникальная особенность - в рамках этой системы легко уживаются и мирно соседствуют, а то и любовно переплетаются взаимоисключающие концепции. Постмодерн ничего не выбрасывает, он сохраняет всю информацию. Вместо традиционной оппозиции "да" и "нет" постмодернизм предоставляет выбору пользователя стремящееся к бесконечности множество вариантов. Даже не будучи реализованными, они способствуют формированию у пользователя многоуровневого творческого сознания и понимания того простого факта, что в данный момент кто-то идет иным путем, который пять минут назад мог стать твоим. За таким пониманием уже брезжит беспощадная реальность экстатического релятивизма божественной игры.
Эти дополнительные возможности появляются в результате отказа постмодерна от иерархической, линейной структуры сознания, наиболее последовательно воплощенной в библейской монотеистической парадигме, и перехода к принципиально иной структуре - ризоматической, сетевой.
Великолепным примером ризоматической структуры является Интернет - будучи живым существом, всемирная сеть обладала бы ризоматическим сознанием. Надо сказать, что данный тип сознания в сравнении с традиционным иерархическим обладает значительно большей резистентностью к воздействию любой пропаганды: идеологического зомбирования, рекламы и т. д., позволяет быстро изгнать мрачные тени психологических комплексов, которым просто нет места в мире ироничной относительности и таит в себе любезную сердцу всякого исследователя интригу лабиринта, инициирующую творческий процесс.
Развиваясь, ризоматическая структура непременно породит свою собственную, нелинейную иерархию, учитывающую интеллектуальные центры силы, возникающие в сети, однако эта новая иерархия будет не подавлять любую свободную мысль и творческий импульс, как это лихо делала старая, но лишь стимулировать их возникновение.

Я не могу сказать, каким будет мир, преображенный постмодернистскими технологиями. Исследователь всегда стоит перед неизвестностью. Я могу утверждать лишь одно - это будет нечто совершенно новое. Масштаб этого явления сопоставим разве что с неолитической революцией - чередой потрясающих открытий и технологических прорывов, заложивших фундамент нынешней цивилизации. Но если неолитическая революция в разных регионах Земли происходила в разное время и в силу этого растянулась на несколько тысячелетий, то у революции постмодернистской благодаря нынешнему уровню развития средств коммуникации есть шанс осуществить стремительный прыжок в будущее.

идеология реванша, постмодернизм

Previous post Next post
Up