Время не лечит (несколько мыслей о массовом сознании постсоветской эпохи)

Dec 15, 2012 23:53

Уважаемые камрады и камрадессы! Пришло время поговорить об одной очень важной истине, которую я открыл для себя однажды, увидев в зеркале свою помятую физиономию - время нихуя не лечит. Извините меня за циничное использование тавтологии вкупе с непарламентскими выражениями, но это так.

Когда я думаю о современных событиях, мне нравится созерцать древние развалины. Такое сопоставление хотя бы на краткое мгновение устраняет аберрацию близости и создает акустическое пространство, в котором можно расслышать шаги Клио.

Вот почему в концептуальном оформлении этого материала я использовал несколько фотоснимков, сделанных в прошлое воскресенье. На фото - стены и башни средневековой крепости Каламита в Инкермане, что под Севастополем. Видите, как время их подлечило.




Сознание нашего человека, пережившего крушение СССР - великой страны, идейным двигателем которой была ультраромантическая мысль о возможности преодоления экзистенциального кошмара путем постепенного творческого преобразования онтологических принципов бытия - сейчас чем-то подобно этой руине. Словно крепость, выдержавшая с честью немало длительных осад, не покоренная военной силой, но преданная и поруганная, это сознание еще возвышается гордо и бессильно над окрестными долинами, в которых сами граждане независимых государств деловито перепродают друг другу жалкие остатки былого величия, не замечая того, как потихоньку превращаются в призраков.
Нет необходимости далеко ходить за примером - в том же Инкермане уже давно распилено и продано как металлолом немало кораблей советского Военно-морского флота, некогда озарявших Красным знаменем просторы Мирового океана: теперь эти корабли бороздят запредельные дали Океана Вечности.

Время - среда агрессивная, разрушающая носители информации и не щадящая ее непосредственных обладателей. Год за годом ветер, жара, дожди воздействуют на камни башни и скрепляющий их раствор - башня разрушается. Мы забываем. Наши враги нетерпеливо ждут того момента, когда мы забудем всё.

Что может сделать в такой ситуации агент-исследователь в здравом уме и твердой памяти, ничего не забывший, четко представляющий себе картину происходящих событий, но прекрасно понимающий ничтожную эффективность любых попыток объяснить что-либо современникам в индивидуальном порядке? Разве что предоставить отчет о своих выводах интернет-аудитории и переменчивой игре случая. Вот я и рассказываю сегодня о своих наблюдениях, связанных с такой немаловажной категорией как массовое сознание. Давайте попробуем сопоставить хотя бы по нескольким пунктам сознание человека советской эпохи и нынешнего обитателя постсоветских капиталистических джунглей.

Думаю, не открою никакой тайны, если скажу о том, что для носителя советского сознания высшим проявлениям человеческого духа соответствовали такие понятия как доблесть и подвиг, одинаково актуальные в любой сфере человечекой деятельности - военной, гражданской, трудовой, интеллектуальной.
Конечно, в обыденной жизни все происходило проще, с веселым матерком, без казенного пафоса, оставляемого презираемым в народе комсомольским активистам, партийным начетчикам и прочим разновидностям карьеристов. Но если отбросить бездарную идеологическую шелуху, штамповкой которой был занят сусловский аппарат, то становится очевидным - идеалом эпохи был не партийный функционер, а советский герой, воин и первопроходец, покоритель горных вершин и космических пространств, создатель оригинальных научных концепций и произведений искусства.
Благодаря явному приоритету исследовательской парадигмы в СССР возникла принципиально новая модель гендерной политики, основанная на истинном равноправии между мужчиной и женщиной, успешно преодолевшая стереотипы патриархального сознания, но бесконечно далекая от унисекса и бесполости.
Реальным угрозам гражданскому миру в виде межэтнических и межконфессиональных столкновений были жестко противопоставлены возведенные в ранг государственной политики интернационализм (при явном доминировании русской культуры как имперской) и научный атеизм (который можно было смягчить, допустив в официальную идеологему научные формы агностицизма и деизма, а также рассматривая традиционные религии в качестве культурного достояния).
Огромным реальным значением обладал заслуженный авторитет, вес человека в обществе - этот фактор в советской действительности был гораздо важнее уровня материального благосостояния. Зато выставляемое напоказ богатство, не подкрепленное соответствующей социальной значимостью его обладателя, воспринималось резко отрицательно - бывало так, что зарвавшегося "теневого" купчину окружающие "ставили на место" с брезгливым презрением. Не случайно же советскую эстетику пронизывала символика бескорыстного Прометеева дара людям - огня, очистительного пламени творческого горения.
Предупреждая реплики о репрессиях и очередях за колбасой, скажу так: я не идеализирую советскую эпоху, но констатирую наличие у этой эпохи идеалов, перед которыми я снимаю шляпу. Поскольку лучших не знаю.




А теперь, вдоволь наевшись колбасы, сцуко, и слегка задумавшись над тем, сколько простых истин мы успели забыть за время, прошедшее после разрушения Союза, посмотрим, что у нас происходит здесь и сейчас.
Массовое сознание постсоветской эпохи лишено идеологического стержня, оно дискретно и проявляется исключительно в виде реакции на некоторые специфические раздражители. Заметим, что одним из таких раздражителей является обсуждаемая здесь тема.
Вообще-то постсоветскому обществу что-либо осознавать просто некогда, все люди тут очень заняты. Перед каждым индивидуумом и перед всем обществом в целом сегодня в полный рост стоит проблема выживания, причем это касается отнюдь не только малообеспеченных слоев населения (хотя их, конечно, в первую очередь) - законы "свободного рынка" превращают любого участника "рыночных отношений" в машину по зарабатыванию денег. Да, при определенной удаче и наличии необходимой хватки бизнес поможет держаться на плаву - до тех пор, пока бешеный темп гонки за миражами потребительского рая не измотает вас полностью. Но если вы вдруг захотите отдохнуть или переменить род занятий, вам придется выйти из поезда на полном ходу. Остановки тут не предусмотрены. Вас не предупредили? Извините, это ваши проблемы.

Общество, едва ли не самая "продвинутая" часть которого, так называемый "средний класс" состоит из наивных неофитов буржуазного образа жизни, вусмерть нажирающихся на корпоративных вечеринках дорогими и скверными подделками под абсент и текилу (дешевое некогда пойло, которому "посчастливилось" быть упомянутым в большой литературе), в силу своего инфантилизма не способно породить собственный идеал. Поэтому свой идеал это общество заимствует - разумеется на Западе, так же как моду на текилу, абсент и корпоративные вечеринки. И все бы ничего, не впервой - вон Петр Великий тоже кофе с табаком на Русь притащил, и Новый Год, кстати, и еще много всякого - да беда в том, что нынче Запад уже не тот, что был при Петре. Нынешний Запад скептически отвергает мечты, волновавшие человечество на протяжении всей его истории, за исключением одной - мечты о личном обогащении, и рекомендует нашим возвести на пьедестал понятие успеха. И наши - возводят.

Успешный человек - идеал мошенников, созданный мошенниками в мошеннических целях. Все не могут быть успешными - успех возможен только за счет других. Если кто-то добился успеха и пьет шампанское, значит кто-то другой в это время изучает содержимое мусорного бачка. Конкуренция, хуле. Думаете, лично вам повезет? Может быть, может быть. Но приглядитесь внимательно: за каждым успешным человеком видна толпа людей не очень успешных - тех, кому эта самая успешная особь вовремя поставила подножку, кого она предала, ограбила, наебала и кинула. Самые зоркие смогут разглядеть в этой толпе себя.
Я серьезно говорю - не ведитесь на фуфло, ребята. Культ успешных призван легитимизировать их владычество над толпой лохов. Не будьте лохами, не толпитесь у дверей в святилище рыночной добродетели. Все места в партере уже заняты. Пора взрывать этот балаган.

Наиболее подходящим геральдическим символом для постсоветской эпохи является крыса. Время безжалостно, и это даже хорошо иногда - потому, что у крыс тоже нет к нему иммунитета. Их оно тоже не лечит. Я желаю им когда-нибудь родиться людьми. Но пока крысы еще шуршат и, вероятно, надеются вовремя свалить с тонущего корабля. Правда, нынче они засомневались - прошел слух о том, что во всех портах их ждут крысоловы, вооруженные "законом Магнитского". Впрочем, о них думать некогда - нам надо спасти этот корабль. Потому, что у нас нет и не будет другого.

Итак, я утверждаю, что главной идеей, под влиянием которой сформировались специфические особенности массового сознания постсоветской эпохи, была идея крысятничества. И это, блядь, отвратно.
Понятно, не все со мной согласятся. Вот, например, Президент РФ В. Путин, в своем недавнем (12. 12. 12) ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию предложил иное определение: "После 70-летнего советского периода граждане России прошли через необходимый и естественный этап восстановления значимости своих частных интересов. Это абсолютно нормально".
Разумеется, нормально. Для крысы. Проходя "через необходимый и естественный этап восстановления значимости своих частных интересов" крысы растащили по темным оффшорным углам советское наследие и теперь смотрят на нас своими ничего не выражающими глазками-бусинками.

После этого прекрасного в своей беззастенчивости заявления, слегка сглаженного туманным призывом "помогать слабым" (это кто у нас слабые? те, кто не пожелал замарать свои руки воровством, а душу - предательством?), Путин рассуждает о патриотизме и цитирует... Солженицына. Ну не нашлось на Руси более яркого примера патриотизма, чем этот третьестепенный литератор-антисоветчик, использованный спецслужбами геополитического противника в борьбе против СССР, а затем возвратившийся из американско-нобелевского изгнания со свежими идеями отделения от России "среднеазиатского подбрюшья" и других "лишних территорий". Наверное, в следующий раз, толкая речь о патриотизме, Путин приведет какое-нибудь изречение генерала Власова. К этому идет. Тогда и представители Зарубежной церкви, объединившейся с РПЦ будут довольны - они же чрезвычайно почитают Власова, как и всех прочих предателей и врагов безбожного советского режима. Нельзя же их расстраивать, правильно? Лучше еще раз пнуть проклятое коммунистическое прошлое, от воспоминаний о котором у нынешних господ появляются мысли тревожные и неуютные.

Однако по поводу Путина давно уже все ясно, и теперь остается только ждать следующего Послания - Послания Путина народом России. Я сейчас не стал бы даже вспоминать о нем, если бы в нынешней президентской речи не промелькнула еще одна важная составляющая постсоветского массового сознания - повышенное внимание к национальной и духовной (читай - религиозной) идентичности.

Тут лишь на первый взгляд все просто и понятно: испанцы - католики, шведы - протестанты, а русские кто - православные? или все-таки атеисты? От семидесяти лет господства научного атеизма не отмахнуться - это был не сон. Да, на сломе исторических эпох, в период социалистической революции и гражданской войны атеизм у нас внедрялся силовыми методами, но точно такими же методами - огнем и мечом - за тысячу лет до этого крестили Русь подручные князя Владимира. В X веке победило православие, в XX столетии - атеизм. И теперь огромное число русских людей обретает свою духовную идентичность в разных вариантах внерелигиозного мировоззрения, причем интенсивность их духовной жизни зачастую ничуть не ниже, чем у так называемых верующих. Я не назову себя атеистом в марксистском понимании этого термина, но как бы ни пытались сегодня очернить советскую исследовательскую парадигму, лично передо мной она открывает куда более широкие интеллектуальные и духовные горизонты, чем то же православие. Эта парадигма - ключ к вратам будущего, который у нас нет права потерять.



К высказанным соображениям необходимо добавить следующее: любые продолжительные медитации на тему национальной и религиозной идентичности в такой полиэтнической и многоконфессиональной стране как Россия, не говоря о всей территории бывшего СССР, неизбежно ускорят процессы дезинтеграции и распада русского цивилизационного пространства. Неуклюжая попытка наскоро слепить государственную идеологию обернется бурным ростом всевозможных национализмов радикального толка и масштабным религиозным противостоянием по линии православие - ислам. Если мы вообще намерены выжить как некая историческая общность, нам следует искать свою идентичность в совершенно иной плоскости.
И по крайней мере научиться не черпать свои представления об этой идентичности из лубочной картинки, которую держит перед нашими глазами геополитический или классовый противник.

В Советском Союзе идентичность изначально предполагалась классовая, пролетарская, но впоследствии была найдена универсальная формула - советский человек. Тот факт, что в определении идентичности появилось слово "человек", можно назвать поистине революционным. Немец или француз не могут стать русскими, но советскими людьми - запросто. Так был сделан не слишком заметный, но очень важный шаг по направлению к новой идентичности - всечеловеческой, форпостом которой таким образом провозглашал себя СССР.
Давайте не будем путать всечеловеческую идентичность с нынешним вавилонским смешением рас и народов в котле олигархического глобализма, поскольку она отражает мировоззрение социалистического общества, где отсутствует экономическая база для таких, скажем, явлений, как трудовая миграция или этническая преступность (в Союзе эти явления в сколько-нибудь значимых масштабах не наблюдались). Ощущению всечеловеческой идентичности соответствуют такие элементарные понятия как взаимное уважение, солидарность и сотрудничество всех народов Земли, что прямо противоположно пульсирующей ненависти, которая приводит к зловещим межэтническим эксцессам, периодически сотрясающим стены "человечника", контролируемого олигархами.
Идея этой новой идентичности, по моему мнению, является колоссальным духовным достижением, а ее реализация - актуальной стратегической задачей русской цивилизации, но отнюдь не пределом человеческой мечты. Когда этот рубеж будет взят, перед объединенным человечеством откроется потрясающая своим космическим величием перспектива нашей истинной идентичности - вселенской или божественной.
Я не призываю в это верить, я не говорю, что так будет. Так может быть. Так должно быть.

Однако вернемся в темные закоулки массового сознания постсоветской эпохи, ослепленного блистающими огнями чужого неправедного благоденствия - туда, где блуждают призраки несбывшихся надежд и рыскают монстры оскорбленного величия. Вернемся для того, чтобы подытожить сказанное. Выше я постарался объяснить, почему сегодня важно нейтрализовать негативное воздействие, которое оказывают на современное общество присутствующие в его массовом сознании симулякры, известные под условными названиями "успешная крыса" и "ложная идентичность". А вот как это сделать - вопрос отдельный. Тут придется серьезно поговорить о смешном. О карнавале, например. Но это в другой раз - всему свое время.

идеология реванша

Previous post Next post
Up