Вы получили одну из тех редких наград,
которые способен дать существующий режим.
То, что он именует своим правосудием, осудило вас
во имя того, что он именует своей моралью.
Виктор Гюго - Шарлю Бодлеру, 30 августа 1857 г.,
после осуждения уголовным судом книги "Цветы Зла"Мы живем в перевернутом мире. Вы не замечали? Воры учат нас нравственности,
(
Read more... )
"Когда люди в странах Восточной Европы протестовали против коммунистических режимов, большинство из них не требовали капитализма. Они хотели солидарности и хоть какой-то справедливости; они хотели жить собственной жизнью без государственного контроля; собираться вместе и говорить, о чем им вздумается; они хотели простой, честной и искренней жизни, свободы от примитивной идеологической обработки и удушающе циничного лицемерия. Как отмечали многие ясно мыслящие аналитики, идеалы, которые вдохновляли протестующих, были в значительной степени взяты из самой правящей социалистической идеологии - люди стремились к тому, что можно назвать попросту «социализм с человеческим лицом». Возможно, такой подход заслуживает второго шанса".
Фундаменталистская охранительная идеологема отторгается современным обществом и лишает смысла существование государства, что неизбежно приводит к его крушению - так было в позднем СССР, это же сейчас происходит в путинской России. Впрочем, доминирующая на Западе либеральная охранительная идеологема с ее культом аккуратного потребительства не более осмысленна, это просто другая дорога к той же самой катастрофе. Проблема обоих вариантов в том, что они зациклены на обывательском уровне сознания.
Возможен ли другой путь? Конечно, возможен - карнавал помогает легко расставаться с предрассудками и заблуждениями, исследовательская альтернатива побуждает общество к развитию.
"Мои слова легко понять и легко осуществить" - говорил Лао Цзы, - "Но люди не могут понять и не могут осуществлять".
По поводу отношения Бодлера к революции - полагаю, что Вы тут не совсем правы. Правда, свое пребывание на баррикадах в 1848 г. Бодлер предпочитал объяснять "естественной страстью к разрушению", но все-таки он там был. А в последние годы жизни он вообще воспринимал революцию как некий аналог Меланхолии фон Триера: "Да! Да здравствует революция! Всегда! Во что бы то ни стало!.. Я говорю: Да здравствует революция, как я сказал бы: Да здравствует разрушение! Да здравствует искупление! да здравствует возмездие! Да здравствует смерть!" (в заметках о Бельгии).
Влияние де Сада на Бодлера несомненно, однако несомненно и их различие: де Сад - глумящийся циник, Бодлер - кощунствующий романтик. Скажем, пафос последней строфы "Лебедя" едва ли где-то пересекается с художественным миром де Сада.
Борель и Ликантропия - само собой, да.
Если затевать революцию, то надо сначало разобраться. Не думаю, что тут камень виноват, не надо его сносить, он еще, может быть, потянет - лучше для начала снести операционную систему. И попробовать установить другую.
Reply
Не переходи на ревизионистские позиции-- это не сталинизм!
Reply
Сталинизм, на мой взгляд, это совсем не "держать и не пущать" - это прагматическая политика, направленная на укрепление и расширение социалистической империи, противостоящей мировой олигархической системе. С точки зрения такой политики, ошибка была, причем очень серьезная и далеко не единственная - весь ход дальнейших событий в СССР это наглядно показал.
Кстати, "студенческую революцию" 1968 года на Западе можно и нужно было поддержать - организовать какой-нибудь "советский Вудсток", все дела. Глядишь, идеологическому противнику мало бы не показалось.
Reply
Вся движуха тогда была умело "канализирована" Мирвой Закулисой-- у наших шансов не было, только танками их! Это же Запад, это же пиндосы,это -- враги, дерзкие и открытые!
Reply
Понятно, что революция 1968 г. на Западе в итоге была "канализирована" - плохо то, что руководители СССР упустили уникальную возможность аккумулировать энергию этого стихийного бунта.
Революция 1968 г. являлась революцией интеллектуалов. Если бы в СССР были созданы соответствующие условия (а для этого было нужно больше изобретательности, чем денег), то сюда потянулись бы западные диссиденты, за которыми последовали бы молодые ученые, специалисты и т. д. В результате был бы создан мощный интеллектуальный плацдарм для борьбы с олигархическим режимом Запада, мы уверенно лидировали бы в гонке технологий и сейчас обсуждали бы совсем иные проблемы.
Но все произошло с точностью до наоборот, и пока все перечисленные мной "бы" не начнут звучать набатом в нашем общественном сознании, а будут восприниматься исключительно как сослагательное наклонение - в лучшую сторону ничего не изменится.
Reply
Кроме Че Гевара-- он не из этих...
Reply
Reply
"Взять бы этого жижека, да на Колыму!"@
Reply
Reply
Просто на Благоверного Наместника Земли Русской Леонида Ильича Брежнева " бочку катить" не нужно: наше счастливое детство и юность прошли только благодаря ему и тем нашим ребятам, ( предыдущему поколению), которые гребаных жижеков танками подавили! Ты чего, брат?!
Reply
Кстати, учитывать ошибки - это не значит "катить бочку". Это значит - учитывать ошибки.
Насколько я понял, Жижек - из Словении (одна из республик бывшей Югославии), а не из Чехии. В Словении в рассматриваемый период советские танки не отметились.
Reply
Наместник-- значит, типа Царя , но не Царь...
Reply
А генеральный секретарь!
В известной народной песне, в которой сливались воедино ирония и апология, вроде бы так было.
А Жижека ты напрасно ругаешь почем зря. Тут аргументы нужны, если хочешь оспорить - интеллектуальный дискурс, сам понимаешь.
Reply
Reply
Я тоже с ностальгией вспоминаю брежневскую эпоху - детство, хуле. В то же время я отчетливо вижу, что во время брежневского благоденствия подспудно формировались финансово-политические группы, которые взяли власть в 1991 г. Сторонники советской социалистической идеи ничего не смогли им противопоставить - они были разрознены, деморализованы и не обладали необходимой харизмой. Нищета сусловской идеологии и коррупция, укоренившаяся в сфере кадровой политики, сделали свое дело.
Reply
Reply
Leave a comment