Археологи впервые нашли в центральной России фреску послемонгольского периода
Ученым Института археологии РАН удалось впервые обнаружить фрески, относящиеся к самой «темной» эпохи в истории Северо-Восточной Руси, концу 13 века. Стиль фресок и найденных вместе с ними фрагментов каменной резьбы указывает, что их авторы не просто наследники мастеров Византии - они хорошо знакомы с позднероманской белокаменной резьбой Владимиро-Суздальского княжества и готическим стилем живописи. Ближайшие «родственники» фресок - росписи псковского Снетогорского монастыря (1314 года).
Отряд экспедиции ИА РАН под руководством Леонида Беляева с 2012 года ведет раскопки на месте древнего Спасо-Преображенского собора, построенного в Тверском Кремле в 1285-1290 годах. Это первый каменный городской собор Северо-Восточной Руси, построенный после монгольского нашествия. В этом сезоне ученым удалось обнаружить, в частности, кусочек фресковой росписи 1293 года - первый образец послемонгольской росписи в центральной Руси. Это уникальная и первая в своем роде находка из этой эпохи, отмечает Беляев.
«Этот маленький лик - абсолютная бомба с точки зрения истории искусства. Потому что мы, наконец, можем увидеть, как выглядело хотя бы одно монументальное живописное произведение в послемонгольской Руси 13 века. У нас не было вообще ничего за, примерно, 70-75 лет, с конца 1220-х-1230-х годов. Встречались отдельные фрагменты, но ни одного целого архитектурного памятника, а главное - ни кусочка резьбы или фрески в центральной России, которая была бы создана после монголов и, в сущности, до конца 14 века», - говорит ученый.
Особенно важно то, отмечает Беляев, что находка сделана в одном из самых важных центров того периода истории, в Тверском княжестве - признанном центре Северо-Восточной Руси, с которым Москва на рубеже 13-14 веков еще не могла соперничать.
О чем рассказал лик
Хотя найденные фрески невелики по размеру - лик и фрагмент фигуры с одеянием - их стилевые характеристики совершенно очевидны историку искусства и могут очень много рассказать об их авторах (так же, как палеонтологи по одной-двум косточкам определяют вид животного).
Ученые отмечают, что авторы найденной фрески были исключительно умелыми мастерами и настоящими художниками. В стилистике их прослеживается не только византийская традиция, несущая явный отсвет раннехристианского, классического искусства, но и элементы готики.
«Это были приглашенные мастера, вероятно из Византии, уже впитавший западноевропейские влияния. Это же был единый мир, люди тогда передвигались намного активнее, чем нам сейчас это кажется», - говорит Беляев.
Он добавил, что эти авторы, по всей видимости, относятся к тому же направлению, что и Псковская школа монументальной живописи - в похожем стиле написаны фрески чуть более позднего Снетогорского монастыря в Псковской области.
Другие находки
Само место Спасо-Преображенского собора - одна из святынь России. Здесь в эпоху расцвета Твери и в годы ее ожесточенного соперничества с Москвой погребали князей и епископов города. Прежде всего - ктиторов храма: епископа Симеон, князя Михаил Ярославич, его мать Ксению. Сюда же в 1319 году положат тела князя Михаила Ярославича, привезенное из Орды через Москву, а затем и отомстившего за него сына Дмитрия Грозные Очи (казнен в Орде в 1325 года).
Археологические исследования на месте собора требуют большой тщательности: от древних зданий осталось очень мало, в 1690-х годах собор сменили на большой новый храм, разрушенный в советский период.
Фундамент XIII века уничтожали по меньшей мере дважды, повредив все культурные слои и даже песчаный материк, в котором выкопаны рвы.
Собор был белокаменным, но до нас дошло не более пяти кубометров тесаных блоков и единичные резные детали. Это мелкие камни с резьбой абстрактного (плетенки разных типов), растительного и анималистического характера. Собрано более 1 тысячи керамических плиток от полов.
Помимо этого, археологи обнаружили исключительно интересное кладбище в центральной и восточной части собора: хоронить на нем начали задолго до постройки каменного храма. Находки в захоронениях могут датироваться XII-XIII веком. Это проволочные перстнеобразные височные кольца, стеклянные бусы, бронзовые пуговицы, налобные венчики из тканей (в том числе с золотым шитьем).
В восточной части раскопа, за пределами собора конца XIII века, обнаружены подвалы двух деревянных построек XVI-XVII века. Здесь найдены несколько тысяч предметов, среди них монеты (маленькие и большие медные пулы тверские и московские, серебряные денги Ивана IV, двойной денарий короля Сигизмунда III Вазы, клад серебряных монет начала XVII века в керамическом сосуде), бронзовые украшения (перстни, браслеты, бубенчики, привески и пр.), металлические нательные кресты, целый бронзовый энколпион.