Оригинал взят у
afranius в
И еще одно объявлениепо просьбе Николы Борисова:
---------------
Каждую субботу я читаю лекции "Актуальные вопросы биоматематики" на Физтехе, в аудитории 115 корпуса прикладной математики, аудитория 115, с 17-00 до 18-30.
Внимание, Упдате:
В эту субботу, 15.03.2014, лекция будет не в 17-00, а в 15-30. Со следующей субботы, 22.03.2014, лекции будут в 17-00.
План лекций:
1. Математика как наидешевейшая из экспериментальных наук (по В.И.Арнольду). Когнитивная (познавательная) роль математики. Социальная роль математики в кризисные времена (на примере «Лузитании»). Биоматематика как междисциплинарная область. Обзор векового развития: от простейших моделей Лотки-Вольтерры к философским вопросам о сущности и историческом развитии жизни и разума. Программа развития биоматематики для XXI века (на примере проблем Гильберта и лекций Клейна). По следам лекций Клейна: актуальная бесконечность и «наивная теория множеств» XIX века (алеф-нуль и континуум). «Вещественны» ли вещественные числа: от Зенона и Дедекинда к Лебегу и квантовой механике.
2. Биокомбинаторика: «Рассказы о числах-великанах» сто лет спустя. Где же «Джек-победитель великанов»? Абиогенез и эволюция: если не сборка «Боинга» на помойке, то что (Кто)? Дарвин как «великий физик» (Эйген). Ламарк и Дарвин как великие математики, информатики и кибернетики. За что мы реабилитируем Ламарка? Эволюция генов и эволюция мемов. Попытки определения «живого». Проблемы абиогенеза: что решено, а что нет. Эволюционная кибернетика. S-теорема Климонтовича. Эволюция, случайность, энтропия (как Дарвин и Клаузиус оказались правыми одновременно).
3. Нейроинформатика и нейрокибернетика. Психофизическая проблема классической философии и пути ее решения в современной нейронауке. Пути развития неврологии: от донаучной френологии к Брока и Вернике, Сеченову и Павлову, Ходжкину и Канделю. Классический (1950-1980-е годы) и современный подход к понятиям «искусственный интеллект» и «нейросети». Перцептроны, когнитроны и неокогнитроны. Попытки определения «разума» и «языка». Проблема исследования разума и языка у нечеловеческих объектов (животные, машины). Когнитивная этология. Учение Павлова о двух сигнальных системах. Есть ли ВСС у (нечеловеческих) животных? Опыт Рафаэля, Коко, Нима Шипмского и др. Возражения Павлова и Ноама Хомского против наличия ВСС у животных и возражения на эти возражения.
4. Математика учится у жизни (эволюционная информатика, эволюционные алгоритмы, генетические алгоритмы). Системная биология. Системная онкология как одна из наиболее развитых областей системной биологии. Математическая биология митогенеза. Проблема комбинаторной сложности взаимодействия молекул-переносчиков сигнала в митогенетических сигнальных путях. Программные комплексы для моделирования активации митогенетических сигнальных путей. Проблема оценки свободных параметров, входящих в модели сигнальных путей. Чувствительность, «жесткость» и гибкость».
5. Практическое применение учения о митогенетических сигнальных путях. Таргетные (мабы, нибы и др.) препараты в онкологии. Проблема низкой клинической эффективности таргетных препаратов. Назначение противопухолевых препаратов на основе сигналомного анализа результатов транскритопмного обследования клеток биоптата опухолей индивидуальных пациентов. Сигнальные пути как маркеры нозологических форм рака. Базы знаний о сигнальных путях и применение их для анализа патологических изменений в сигнальных путях у конкретного больного.
6. Математические проблемы в «высокоуровневой» биологии (морфология, физиология, клиническая медицина, гигиена, эпидемиология, полевая биология). Блеск и нищета медицинской и биологической статистики. Корреляции и причинность. Когда статистика превращается в наглую ложь (на примере эпидемиологии радиационно-индуцированных патологий). Блеск и уязвимость умозрительных математических моделей в биологии (на примере эволюционной теории пола Геодакяна). Математические аспекты теории полового отбора, а также исследования репродуктивного поведения.
7. Математическое обеспечение лучевой диагностики и лучевой терапии. Физические принципы УЗИ, КТ, МРТ, ПЭТ, ОФЭКТ. Принципы дистанционной, контактной и радиофармацевтической лучевой терапии. Взаимодействие излучения с веществом. Теория переноса излучений и математические методы теории переноса, применяющиеся в планировании лучевой терапии. Компьютерные системы планирования лучевой терапии. Математическое обеспечение IMRT, IGRT и ART.
--------------
Выглядит, по-моему весьма завлекательно.