Циклы в православии и естествознании 8 июня 2012 г.
Паршин А.Н.
В предлагаемой вниманию читателей портала «Богослов.Ru» статье А.Н. Паршина - академика РАН, доктора физико-математических наук, заведующего отделом алгебры Математического института РАН им. В.А. Стеклова - сравниваются общие свойства временных циклов православного богослужения и циклических процессов в естествознании. На данной основе предлагается новый аксиоматический подход к определению феномена времени в естествознании.
В течение последних пяти лет в рамках Рождественских чтений проходит конференция на тему: «Наука в свете православного миропонимания». Мы попробуем немного уточнить и даже усилить это название и спросить: что православный взгляд на мир, православный опыт может дать науке?
Достаточно распространено мнение, что наука и вера, православие, говорят о разном и потому не могут противоречить друг другу. Однако вся многовековая история противостояния и борьбы науки и религии свидетельствует, что ситуация здесь гораздо сложнее. Представление о коренном противоречии между наукой и религией, между научным и религиозным мировоззрениями проходит через всю европейскую историю Нового времени и достаточно широко распространено теперь. Попытки объявить это противоречие несуществующим или как-то его сгладить не приносят, по видимости, желаемого результата. Мне уже приходилось высказываться на эту тему[1], и моя точка зрения состоит в том, что без серьезной конкретнойработы никакого движения в этом вопросе не произойдет. Общие декларации не помогут ни в какой мере.
Именно поэтому я и хотел бы выяснить, что православный взгляд на мир, православный опыт может дать науке? Этот опыт велик и многообразен. В него входит духовный опыт Церкви, представленный личными молитвенными подвигами как прославленных подвижников Церкви, так и простых мирян. Он также воплощен в сложных и разветвленных богослужебных формах.
Нас будет интересовать богослужение как форма и структура духовного опыта Церкви. Поставленный общий вопрос можно сформулировать так: «Может ли изучение структуры православного богослужения как формы православного опыта дать что-то науке?»
I. Первый, самый поверхностный взгляд на строение богослужения показывает, что в его структуру входят циклы или круги. Прежде всего, оно состоит из трех кругов: дневного, седмичного и годового. Отдельно следует сказать о богослужении Вечности - Божественной Литургии. Приведем очень краткое описание, выделяя наиболее значимые моменты для сопоставления структур циклов в православии и естественных науках. Дневной круг начинается вечером и состоит из следующих служб:
Вечерня (18.00) строится в основном вокруг ветхозаветных сюжетов. В частности, вечерня начинается каждением храма в безмолвии (это действо символизирует Дух Божий ношашеся верху воды в прологе Творения, закрытие Царских врат - изгнание из рая).
Повечерие.
Полунощница (полночь).
Утреня (6 часов утра) содержит воспоминания о новозаветных событиях.
1-й час (начало дня, суд Пилата над Спасителем).
3-й час (9 часов утра, время сошествия Святого Духа на апостолов).
6-й час (12 часов дня, время Распятия).
9-й час (3 часа дня - время, когда Иисус предал Свой дух Богу на Кресте).
Заметим, что вечерня и утреня в точности соответствуют началу и концу дня, как это изображено в первой главе книги Бытия: «И бысть вечер, и бысть утро». Таким образом, библейское представление о творении мира весьма существенно входит в структуру богослужения каждого дня.
Вся последовательность дневных служб содержит неизменные части, которые служатся одинаковым образом каждый день, и такие части, которые принадлежат седмичному и годовому кругам. Выбор последних зависит от того, в какой день недели или месяца они служатся. Части седмичного цикла содержатся в Октоихе иимеют следующий смысл:
Воскресенье Воскресение Христово
Понедельник Небесные силы - ангелы
Вторник Иоанн Креститель и пророки
Среда Крест (покаянные воспоминания о предательстве Иуды)
Четверг Апостолы и святители
Пятница Крест (Распятие)
Суббота Все святые и Богородица.
Наконец, службы годового (неподвижного и подвижного) круга находятся в Минее и Триоди.Каждый день богослужебного круга связан с воспоминанием о каком-то событии или лице Священной истории. Имеется ценностная иерархия событий Священной - ветхозаветной и последующей христианской - истории. Наиболее важные события входят во все круги богослужения. Приведем два примера.
Творение мира является уникальным событием всей Священной истории. Оно отмечается каждый год в Новолетие (индикт 1 сентября каждого года).
Кондак праздника звучит так:
«В вышних живый, Христе Царю,/ всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю,/ Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый,/ благослови ныне венец лета,/ соблюди и сохрани в мире/ град и люди Твоя, Многомилостиве».
Творению мира посвящен и первый день каждой седмицы. И, наконец, каждый день оно отмечается в начале вечерни. Соответствующие службы имеются в каждом из трех кругов. Можно сказать, что имеется три времени: дневное, седмичное и годичное, которые циклически повторяются - каждое со своим периодом. И события Священной истории представлены во всех этих временах.
Другой пример можно привести из Новозаветной истории. Ее центральное событие также представлено во всех трех кругах богослужения:
Распятие Спасителя
Великая Пятница Страстной седмицы
Пятница каждой седмицы
6-й час полдень..............