Искусство Северной Готики и Ренессанса. Часть 3

Apr 04, 2011 10:43



Бичевание Христа. 1496. Швабский художник.
Дерево, темпера, масло, 81,5 х 77

"Я люблю искусство Германии, Нидерландов XIII-XIV веков. Почему-то некоторое несовершенство картин и скульптур привлекает меня больше, чем профессионализм мастеров итальянского Возрождения. Мне кажется, что эти безвестные немцы, голландцы верили в то, что они писали или вырезали из дерева. Мне нравится наивность этих вещей, а кроме того, интересно видеть детали средневекового быта. Люди тогда жили трудно и недолго, но они так стремились к ярким краскам, так спешили успеть наполнить свою жизнь, так грешили и так каялись! Они были молоды." М. Е. Перченко



Одной из самых ранних картин на выставке является работа "Бичевание Христа" кисти анонимного швабского мастера, которая датируется 1496 годом. Бичующие Христа воины в ярких нарядах, одетые как модные щеголи, изображены в непривычных для современного глаза танцевальных позах. Их жеманные жесты подчеркнуто угловаты и далеки от анатомического правдоподобия, но весьма выразительны и декоративны, создают драматический эффект. Сцена бичевания, вероятно, происходит, во дворце Пилата. Иисус привязан к колонне, одному из инструментов Страстей. Справа в чалме, в образе восточного царя, изображен, видимо, сам Пилат.



Бичевание Христа. Деталь.

________________________________________________________

Неизвестному художнику нидерландской школы принадлежит работа "Оплакивание Христа" начала XVI века. Это чуть ли не самая ранняя копия с утраченного оригинала XV века Хуго ван дер Гуса (Hugo van der Goes) (ок.1420-25-1482) - раннего фламандского художника, склонного к психологической экзальтации образов и любовной проработке мелких деталей. Хуго ван дер Гуса Альбрехт Дюрер считал одним из трех великих нидерландских художников (наряду с ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом).



Оплакивание Христа, копия с оригинала Хуго ван дер Гуса.

________________________________________________________

Удачным приобретением коллекционер считает складень работы мастерской валлонского художника Жана Белльгамба (Jean Bellegambe, ок.1470- 1534/1540, Дуэ, Нидерланды), признанного мастера цвета, "Новозаветная Троица с мистическим источником животворящей крови Христа". Когда работа попала на рынок (в 2007 году ее выставил на торги аукцион Sotheby's), никто не обратил на нее внимания.
На левой створке триптиха изображена св. Екатерина, на правой св. Варвара, а центральная панель отведена сюжету о триединстве Бога и искуплении первородного греха.



Триптих "Новозаветная Троица с мистическим источником животворящей крови Христа", мастерская Жана Белльгамба, рубеж XV-XVI вв.
Дерево, масло, темпера, позолота.

Створки триптиха, на которых изображены суровые св. Екатерина и св. Варвара, были выполнены в мастерской художника. А красочная, яркая новозаветная троица с мистическим источником животворящей крови Христа в центральной части написана самим Белльгамбом. http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2011/01/28/16764



Св. Екатерина (левая створка триптиха).

"Новозаветная Троица с Мистическим Источником Животворящей Крови Христа" Жана Белльгамба удивляет необычным для православия сюжетом, свидетельствующим о роли культа Богородицы, выступающей, по сути, на равных с Христом. Животворящий источник образуется из крови Христа, молока Мадонны и осеняется Святым Духом. Парящие ангелы собирают чудодейственную жидкость в кубки и орошают праведников, изображенных в овраге перед своеобразным фонтаном.



Центральная часть триптиха "Новозаветная Троица с мистическим источником животворящей крови Христа" , 102 х 74.

________________________________________________________

Из работ нидерландских мастеров на выставке также можно было увидеть небольшой "Ландшафт со сценой отдыха Святого Семейства на пути в Египет" ("Отдых на пути в Египет"), написанный художником из круга фламандского живописца Иоахима Патинира (Joachim Patinir, 1475/1480-1524).



Ландшафт со сценой отдыха Святого Семейства на пути в Египет, художник из круга Иоахима Патинира. Деталь.

В католическом мире Богородица под влиянием фольклора и некоторых языческих традиций в раннем и среднем Средневековье являла из себя олицетворение природы, богини матери, первое явление райской, преображённой природы. Отсюда пошла традиция изображать Мадонну среди природы.



Отдых святого семейства на пути в Египет. Художник из круга Иоахима Патинира.

Патинир одним из первых начал писать религиозные сцены на фоне панорамных пейзажей и потому считается родоначальником европейской пейзажной живописи. В мире известно всего несколько картин, собственноручно подписанных Патиниром. Прототип работы из собрания Перченко находится в музее Прадо.

________________________________________________________

Картина под названием "Оплакивание Христа" (начало XVI в.) приписывается мастеру "Поклонения волхвов" из собрания фон Грооте в Китцбурге (von Groote collection, Kitzburg). На центральной створке этого триптиха, на фоне пейзажа с Голгофой и крепостными стенами Иерусалима, изображена собственно евангельская сцена оплакивания. На левой створке представлены сюжеты "Несение креста" и "Плат Вероники", на правой - "Воскресение Христа". Триптих является характерным образцом стилистики «нидерландского (антверпенского) маньеризма» с его любовью к сложным архитектурным декорациям, экзотическим костюмам, изощренным фантастическим фигурам, драматическим жестам и ярким цветам, запутанному многофигурному действию с обилием персонажей и пространственных планов.



"Оплакивание Христа" (начало XVI в.), приписывается мастеру "Поклонения волхвов".

________________________________________________________

Многие художники XVI века испытали влияние Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего. К этой категории работ можно отнести картину «Хождение по водам», которая приписывается немецкому художнику Гансу Леонарду Шейфелейну (Hans Leonard Schauffelein/Léonard Schäuffelin) (ок.1480-ок.1540). Шейфелейн родился в Нюрнберге и до 1505 года был там учеником и помощником Дюрера.



Хождение по водам, Ганс Леонард Шейфелейн.



Хождение по водам, Ганс Леонард Шейфелейн. Деталь.



Хождение по водам, Ганс Леонард Шейфелейн. Деталь.

________________________________________________________

Еще один интересный экспонат на выставке - состоящий из восьми эпизодов цикл "Страстей Христовых", написанный неизвестным художником верхнерейнского региона в первой трети XVI века. Цикл представляет собой фрагмент верхней части многостворчатого алтаря, ныне разрозненного и пострадавшего от времени. В соответствии с традициями немецкой живописи того времени, мастер предлагает нам подробное повествование с описанием различных евангельских эпизодов.



"Страсти Христовы", неизвестный художник верхнерейнского региона, первая треть XVI в.








3 картины из 8-ми цикла "Страсти Христовы":
Поцелуй Иуды/ Моление о чаше (на дальнем плане).
Бичевание Христа.
Явление Христа Деве Марии и Марии Магдалине после Воскресения.

________________________________________________________

Ко второй четверти XVI века можно отнести произведение "Голгофа" мастера из круга кёльнского ренессансного художника Бартеля (Бартоломеуса) Брейна Старшего. Эта работа интересна тем, что наряду с традиционными действующими лицами библейской сцены (Иисус, разбойники, Дева Мария, Мария Магдалина, апостол Иоанн и др.) в правом нижнем углу в коленопреклоненной молитвенной позе изображен мужчина, одетый по моде второй четверти XVI века. Очевидно, это донатор - заказчик этого изображения. Рядом с мужчиной изображен герб его рода.



Голгофа, художник из круга Бартеля (Бартоломеуса) Брейна Старшего.

В развитии портретного искусства отразилась новая ренессансная концепция значимости человеческой личности. Бартел (Бартоломеус) Брейн Старший (Bartholomäus Bruyn der Ältere, 1493 - 1555) был прославленным кёльнским художником-портретистом второй четверти XVI века.
На выставке можно было увидеть «Мужской портрет» («Портрет ученого») его кисти. Мужчина средних лет в черной шапочке одет по моде того времени. По всей видимости, это юрист или медик. Вероятно, данная работа была создана в начале 1530-х годов.



Бартель (Бартоломеус) Брейн Старший. Мужской портрет. Деталь.



Бартель (Бартоломеус) Брейн Старший. Мужской портрет. Дерево (дуб), масло. 60 х 36,5

Мастерской Бартеля Брейна приписываются парные портреты немецких бюргеров середины XVI века. Мужчина носит роскошную меховую накидку, в руках у него письмо или документ и перчатки. Его супруга одета строго, но детали ее костюма (бархатная отделка, рукава, подбитые мехом, изысканные аксессуары) говорят о высоком положении, которое она занимала в обществе.






Портрет мужчины с письмом. Портрет дамы с гвоздикой. 1540-е Художник из круга Бартеля (Бартоломеуса) Брейна Старшего.

К поясу на цепочке прикреплен помандер - резной металлический шар, в форме яблока или апельсина, разделенного внутри на дольки, каждая из которых содержала душистое вещество, запах выходил наружу через ажурные решетки или отверстия.

В руках дама держит розовую гвоздику - символ брака.



Портрет дамы с гвоздикой. Деталь. Художник из круга Бартеля (Бартоломеуса) Брейна Старшего.
________________________________________________________

Кисти неизвестного нидерландского художника принадлежит портрет их современницы. Девушка держит в руке букетик полевых гвоздик, который считался символом невинности. Кроме того, букет являлся атрибутом свадебных заказных портретов, которые были весьма распространены в Нидерландах в ту эпоху. Парного мужского портрета, насколько известно, не сохранилось, хотя композиционное построение портрета, по мнению исследователей. свидетельствует о том, что портрет девушки был симметричен портрету ее жеиха.



Портрет молодой женщины с букетом цветов. Деталь. Нидерландский мастер.



Портрет молодой женщины с букетом цветов. Нидерландский мастер, 1540-е гг.

________________________________________________________

Весьма выразителен «Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, курфюрста Саксонского» (Porträt des Kurfürst Johann Friedrich der Großmütige von Sachsen), написанный Лукасом Кранахом Младшим (1515-1586) в 1547 году.

Иоганн-Фридрих Великодушный (1503-1554) - курфюрст саксонский (1532-1547) из династии Веттинов, старший сын Иоганна Твёрдого. Наставником юного наследника был Лукас Кранах Старший, запечатлевший Иоганна Фридриха в возрасте 6-ти лет на парном портрете с отцом ( Парный портерет Иоганна Твердого и Иоганна Фридриха Саксонского кисти Лукаса Кранаха Старшего 1509 года). Прозвище «Великодушный» („der Großmütige“) Иоганн Фридрих получил за свое участие в движении Реформации и покровительство Мартину Лютеру. Также по свидетельству историков, Иоганн Фридрих был так тучен, что не всякая лошадь могла его нести. Командуя войсками, он зачастую был вынужден передвигаться в повозке.



Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, курфюрста Саксонского. Лукас Кранах Младший. Деталь.

Иоганн-Фридрих Великодушный, светскй предводитель движения Реформации в Германии, был одним из лидеров Шмалькальденского союза, заключённого 27 февраля 1531 года германскими протестантскими князьями и городами во главе с Саксонией и Гессеном, направленного против религиозной политики императора Карла V.

Однако, враждовавший с Иоганном Фридрихом двоюродный брат герцог Мориц Саксонский вышел из союза и перешел на сторону католического императора. Вскоре начались боевые действия (Шмалькальденская война). В битве при Мюльберге в 1547 году Карл V нанес решающий удар по войскам союза и выиграл войну. Саксонцы были полностью разбиты. Иоганн-Фридрих попал в плен к Карлу V, приговорен к смерти, но затем помилован.

Таким образом, перед нами портрет, изображающий саксонского курфюрста Иоганна Фридриха в последний и самый тяжелый год его правления.



Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, курфюрста Саксонского. Лукас Кранах Младший, 1547.

В Виттенберге Иоганн Фридрих подписал капитуляцию, согласно которой титул саксонского курфюрста переходил к Морицу, который и был объявлен курфюрстом (электором Саксонии) 4 июня 1547 года. Портрет Морица Саксонского кисти Лукаса Кранаха Младшего.

Из плена бывшего правителя вызволил лишь в 1552 году всё тот же двоюродный брат Мориц, к тому моменту уже взбунтовавшийся против своего бывшего союзника императора. Большинство владений, равно как и герцогский титул, Иоанну-Фридриху оставили, однако он лишился власти и через два года после освобождения из плена скончался в Веймаре, где проживал в конце жизни.

Именно Иоанн-Фридрих Великодушный в 1547 году впервые высказал идею основания Йенского университета, однако из-за того что в тот же год курфюрст попал в плен, замысел был реализован позднее уже его сыновьями.

________________________________________________________

Кисти фламандского живописца Питера Кука ван Альста (Pieter Coecke van Aelst) (1502-1550) и художникам его мастерской принадлежит волшебная «Мадонна с младенцем на фоне пейзажа». Мастер искусно облачил младенца Христа в прозрачную шифоновую рубашку.



Питер Кук ван Альст с мастерской. Мадонна с младенцем на фоне пейзажа.

Питер Кук ван Альст, фламандский художник, архитектор, скульптор, гравер, писатель и иллюстратор, родился в 1502 году в Алсте. Учился у Бернарта Орлея, затем жил в Италии. В 1527 году он вступил в гильдию Святого Луки Антверпена. В 1533 ван Альст прожил год в Константинополе. В 1544 году открыл мастерскую в Брюсселе, изготовлявшую живописные полотна, гравюры и гобелены. В числе подмастерьев художника был Питер Брейгель Старший, женившийся на дочери Кука. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BA_%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82,_%D0%9F%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80

Назадолго до своей смерти Кук ван Альст стал придворным художником у Карла V (императора, взявшего в плен героя предыдущей картины).



Питер Кук ван Альст с мастерской. Мадонна с младенцем на фоне пейзажа. Деталь.



Питер Кук ван Альст с мастерской. Мадонна с младенцем на фоне пейзажа. Деталь.

________________________________________________________

Очень понравилась "Мадонна с младенцем и розой", но описание не нашла. Похоже, что первая половина - середина XVI века.









________________________________________________________

Сокровищем коллекции является картина «Пейзаж со сценой избиения младенцев» кисти фламандца Гиллиса Мостарта Старшего (Gillis Mostaert) (1528-1598).

Изображение ночной сцены избиения младенцев на фоне городского ландшафта. распространенное в нидерландском искусстве эпохи маньеризма, выразительный колорит и манера исполнения дают все основания видеть в этой работе характерный образец нидерландской, а точнее говоря антверпенской школы конца XVI века, а именно - произведений, связанных с деятельностью художников из семьи Мостартов. Тщательное сопоставление с ними позволяет придти к заключению, что картина близка стилистике работ Гиллиса Мостарта Старшего.



Пейзаж со сценой избиения младенцев. Мостарт, Гиллиас Старший.



Пейзаж со сценой избиения младенцев. Мостарт, Гиллиас Старший. Деталь.

________________________________________________________

Среди жанровых зарисовок характерной гротескностью образов выделяется работа «Веселое общество», созданная в мастерской фламандского живописца Яна Массейса (Jan Massys) (ок. 1509-1575), сына Квентина Массейса. Здесь, казалось бы, изображена просто скромная пирушка, однако каждый предмет несет особую символику, и картина в целом обладает морализующим подтекстом. Например, волынка в руках у пройдохи слева является фаллическим символом, а горшок перед «дамой» на переднем плане - женским символом. Возможно, сцена высмеивает продажную любовь.



Веселое общество. Мастерская Яна Массейса. Дерево /дуб/, масло, 74 х 108.






Веселое общество. Мастерская Яна Массейса. Детали.
________________________________________________________

Еще один образец бытового жанра нидерландской школы живописи - картина «Свадебная процессия на фоне сельского пейзажа», выполненная художником из круга Питера Брейгеля Младшего «Адского» (1564-1638) во 2-й половине XVI - 1-й половине XVII века. Специалисты говорят, что данное полотно (в отличие от большинства картин на выставке, эта работа выполнена не на дереве, а на холсте, так что с полным правом может называться полотном) восходит к ныне утраченному рисунку отца художника, главного представителя династии Брейгелей - Питера Брейгеля Старшего по прозвищу «Мужицкий». Успех этого произведения был настолько велик, что в настоящее время известно не менее 14 сохранившихся копий, выполненных как Питером Брейгелем Младшим, так и его помощниками и современниками.



Свадебная процессия на фоне сельского пейзажа, круг Питера Брейгеля Младшего.

На холсте изображено яркое свадебное шествие на фоне ландшафта с ветряной мельницей. Как и «Веселое общество», картина, казалось бы, является простой жанровой зарисовкой, но в действительности наполнена разнообразными образно-философскими смыслами, которые были хорошо понятны современникам художника. Так, ветряная мельница намекает на распространенное в ту эпоху представление о мотиве мельницы как колесе Фортуны, воплощающем идею о постоянном цикличном движении законов мироздания. «О Боже, сколь внезапно Фортуна, вращаясь, всё перемалывает стремительным колесом», - гласила позднесредневековая поговорка. Ветряк также олицетворяет христианскую добродетель Умеренности: мельница является наглядным выражением принципа духовной самодисциплины, не чурающейся мирских благ, но и не допускающей никаких излишеств и выпадений из ритма мудрых законов мироздания. А изображенные на переднем плане крестьяне - это «дети природы», участвующие в извечном круговороте природных процессов. Люди на заднем плане занимаются традиционными сельскими работами, что, вероятно, намекает на круговорот времен года. Свадебная процессия направляется в церковь. Обратите внимание, что мужчины и женщины шагают отдельно - идти вместе было в те времена неприлично. Жених возглавляет процессию (на нем красная шапочка и такого же цвета чулки). Невеста также одета в красное платье. Перед ней бежит волынщик (тут снова будет уместно вспомнить, что волынка является символом мужского начала).



Свадебная процессия на фоне сельского пейзажа, круг Питера Брейгеля Младшего. Деталь.

________________________________________________________

Одна из наиболее поздних портретных работ немецких художников на выставке - картина Франса Поурбюса «Портрет инфанты Исабель Клары Еухении», созданная в мастерской нидерландского живописца Франса Пурбуса Младшего (1569-1622) в 1600-х годах.

Изабелла Клара Евгения (Эухения) (1566-1633) была дочерью испанского короля Филиппа II Кровавого и внучкой императора Карла V. Изабелла Клара и ее сестра Каталина Микаэла были чуть ли не единственными близкими людьми, которым монарх доверял и которых искренне любил. Изабеллу Клару Филипп Кровавый называл «утешением своей старости и светом своих глаз». В возрасте 31 года Изабелла стала правительницей Испанских Нидерландов. Она также проявляла большой интерес к искусству. Ее придворным живописцем с 1609 года был Петер Пауль Рубенс, который также выступал послом и посредником при ведении мирных переговоров.



Портрет инфанты Исабель Клары Еухении, мастерская Франса Пурбуса Младшего

По композиции этот парадный портрет восходит к одноименной работе Франса Пурбуса (Поурбюса) Младшего, получившего почетный официальный заказ в 1599 году. Самим художником и его подмастерьями было выполнено несколько портретов инфанты, лучшим из которых считают картину из собрания английской королевы в Хемптон-коурте в Лондоне. На ней, как и на множестве других копий, инфанта представлена в парадном облачении рядом с карлицей. Портрет из собрания Михаила Перченко является репликой другого варианта данного портрета, на котором отсутствует изображение карлицы и уменьшено число деталей антуража.




Коллекцию описывал приглашенный владельцем немецкий ученый Ханс Ньюдорп из антверпенского музея Майера ван дер Берга.

Текст составлен на основании статьи на сайте http://www.mishanita.ru/2011/02/09/7885/

Отдельное спасибо latander фотографии крупных планов.

http://latander.livejournal.com/238742.html

http://viliamaya.livejournal.com/90098.html#cutid1

http://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/article/67000/

http://uborshizzza.livejournal.com/1306238.html

http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Mikhail_Perchenko%27s_collection

Деревянная скульптура: Часть 1, Часть 2

xv, expositions, painting, xvii, madonna, xvi, luthertum, catholic

Previous post Next post
Up