Искусство Северной Готики и Ренессанса. Часть 2

Mar 21, 2011 09:59



«Я абсолютно неслучайно стал коллекционировать работы мастеров Северного Возрождения.
Цель моего собирательства - сохранить в памяти человечества ключ к пониманию того мира, который уходит навсегда». М.Е. Перченко



"Почетное место в апсиде главного зала музея занимал большой резной ретабль (3,20 на 2,80 м) «Святые Иаков Младший и Иоанн Евангелист» («Святой Иаков Младший (брат Иисуса) и Святой Иоанн Евангелист»). Этот многоярусный деревянный расписной алтарь со сценами жития святых был выполнен в 1505-1520 годах по заказу князей Гогенцоллернов-Зигмарингенов антверпенскими мастерами. На каждой фигуре алтаря стоит отметка в виде ладони - знак городской гильдии мастеров-резчиков. В XVI веке такие повествовательные алтарные композиции вошли в моду, и антверпенские мастера делали их на экспорт для других европейских стран.



Алтарь. Св. Иаков Младший (брат Иисуса ) и Св. Иоанн Евангелист
Дерево, полихромное покрытие восстановлено. 252х214х25
Нидерланды, Антверпен, 1510-1515

Великолепно сохранившийся шестичастный антверпенский алтарь представляет собой сложную многоярусную композицию, с центральной частью и боковыми створками, на которых изображены сценки из жизни святых. Запечатленные в дереве сюжеты выполнены с необычайной кропотливостью и состоят из множества ярко раскрашенных трехмерных фигур. Алтарь напоминает застывшее театрализованное шествие. Последним владельцем ретабля в начале века ХХ был германский император Вильгельм II." http://www.mishanita.ru/2011/02/09/7885/






________________________________________________________

Переносной алтарь с скульптурными изображениеми святого Эразма (в центре), св. Генриха и неизвестной святой в богатых одеждах.



Алтарь св. Эразма. 15 век, Нижняя Саксония.

Святой Эразм - епископ Антиохи - христанский святой, почитается как мученик. Умер около 303 года. Также известен под именем Святого Эльма. Согласно легенде, палачи вынули его внутренности, намотав их на лебёдку (лебедку с намотанными внутренностями святой дердит в руках). Так как имел имел своим атрибутом подъёмный ворот (лебёдку), то был покровителем средиземноморских мореплавателей.

В короне - император Священной Римской империи германского народа св. Генрих, в руках он держит модель храма, строителем которого. видимо, являлся. На створках нарисованы другие святые в епископских облачениях.






________________________________________________________

Святитель Мартин Турский или Мартин Милостивый (лат. Martinus, 317 или 337 римская провинция Паннония - 11 ноября 397, Турень, Франция) - епископ Тура, один из самых почитаемых во Франции святых. Святой Мартин, например, больше прославился как монах и епископ города Тура. Но из раза в раз его ваяют в образе рыцаря с мечом - короткий эпизод его молодости.

С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого. Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию, где нес свою службу в качестве офицера. Еще будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку. Благочестивая традиция отождествляет этого нищего со Христом.






Святой Мартин верхом на коне, Германия или Австрия, конец XV в.

Именно этот поступок стал сюжетом многочисленных изображений святого.
Когда св. Мартину представилась возможность оставить армию, Мартин удалился в пустынь Лигуже (Ligugé), что вблизи Пуатье, где вскоре вокруг него возник небольшой монастырь, ставший, по слову автора жития, рассадником монашеского делания в Галлии. Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всем следуя преподобному Антонию.






Мартину были присущи редкостная доброта и заботливость. В сочетании с мужественным и величавым обликом бывшего военного это особенно располагало к нему людей. Мартин постоянно заботился о больных, нищих, голодных, получив за это прозвание Милостивого. Вместе с тем святой не оставил мечты о монашестве.






Святой Мартин. Южная Германия, начало XVI века.

О размахе деятельности св. Мартина говорит то, что на его похороны в 397 году собралось около 2 тысяч монахов (в то время как в самом Мармутье число братии не превышало 80 человек).

________________________________________________________

Известному сюжету «Святой Георгий убивает дракона» посвящено несколько деревянных полихромных скульптур.








Святой Георгий Победоносец, Бавария, 1520 г.






Святой Георгий, побеждающий дракона. (Северная Франция, 1520-30).

________________________________________________________

Святая Маргарита. Из каталога выставки следует, что она сидела в темнице и попросила Господа явить ей врага. Появился дракон, она поразила его с помощью креста.

Видимо это Маргарита Антиохийская, согласно «Золотой легенде» и другим текстам родилась в Антиохии (в Писидии, Малая Азия) и была дочерью языческого жреца Эдессия. Выгнанная отцом из-за принадлежности к христианству, дева поселилась в полях вместе со своей кормилицей и её стадами. Олимврий, римский епарх (префект), увидал Маргариту-пастушку и предложил ей брак, при условии, что она отречется от Христа. Отказ Маргариты привел к тому, что её жестоко пытали и, после чреды чудес, в 304 году она была убита. Одно из этих чудес: Маргариту бросили в пасть сатаны в образе дракона, но так как в руках у неё был крест, в желудке у дракона возникло беспокойство, и он изверг её целой и невредимой. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0






Она была объявлена неканонической святой папой Геласием в 494 году, но её почитание на Западе возобновилось в течение крестовых походов. Маргарита обладала репутацией покровительницы всех, кто писал или читал её житие, что, без сомнения, способствовало распространению её популярности.

Святая Маргарита изображена с книгой и мечом, которым попирает демона (дракона). На этих скульптурах удивляет присутствие венца с гвоздями(?) и вериг, которые являются аттрибутом Маргариты Венгерской.
________________________________________________________








Фото 1, 2 tyagny_ryadno Давид?






Неизвестная святая. Фото 2 tyagny_ryadno






Епископ. Cередина XVI века, Германия.

________________________________________________________

"Любопытно, что все эти бесценные экспонаты хранятся у собирателя дома. Старинная мебель, готические алтари и скульптуры, со вкусом подобранные декоративно-прикладные изделия - всё это составляет ежедневный быт необыкновенной московской квартиры, превращая ее в настоящий дом-музей. В то же время это не просто пространство с красивым интерьером, а живая среда обитания: обладатель всех этих сокровищ и его супруга воспринимают искусство как неотъемлемую часть домашней обстановки. Более того, предметы давних веков находят у хозяев непосредственное функциональное применение: они обедают за столом XVI века, буднично пьют из антикварных чашек, пользуются старинными шкафами и сундуками..." http://www.mishanita.ru/2011/02/09/7885/



М. Перченко в своей квартире.

«Мне близка философия и символика протестантизма - от человеческого к божественному, - объясняет коллекционер. - Итальянские мастера всегда идут от Бога к человеку, что приводит к идеализации... Совсем другие северные Мадонны. В них нашла отражение тема страдания, покорность судьбе, смирение». М.Е. Перченко

Интервью с Михаилом Перченко и куратором выставки Вадимом Садковым в передаче «Музейные палаты» на радиостанции «Эхо Москвы»: http://echo.msk.ru/programs/museum/745436-echo/



Фрагмент предмета мебели.




Отдельное спасибо latander и uborshizzza за предоставленные иллюстрации.

http://latander.livejournal.com/238742.html

http://uborshizzza.livejournal.com/1315080.html

http://viliamaya.livejournal.com/90098.html#cutid1

http://community.livejournal.com/live_report/867980.html

http://www.mishanita.ru/2011/02/09/7885/

http://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/article/67000/

http://uborshizzza.livejournal.com/1306238.html

http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Mikhail_Perchenko%27s_collection

Часть 1, Часть 3

apostle, saint, xv, expositions, plastic art, catholic, xvi

Previous post Next post
Up