Климент Редько

Mar 13, 2011 00:17






Великая Октябрьская социалистическая революция
(Октябрьский переворот 25 октября 1917 года)

"Летом 1924 года Климент Редько, входивший в группу художников-проекционистов, задумал создать картину на революционную тему. Для художника, двумя годами ранее опубликовавшего «Декларацию электроорганизма», это был, как писал известный критик Я. А. Тугендхольд, «маленький шаг вперед из четырех стен лаборатории наружу, к плоти и крови живого мира». Работа над большим историческим полотном длилась почти два года, во время которых художник побывал у Белого моря и прошел вдоль полярных берегов на военном корабле.
Северная поездка способствовала дальнейшему развитию экспериментальных идей Редько, полагавшего, что землянам, по аналогии с магнитными полюсами Земли, присуще «полюсное мышление». Эта мысль нашла отражение в композиции картины «Восстание», построенной по аналогии с устройством компаса. Ее центр, в соответствии с концепцией Редько о «свеченизме», обозначен живописным всполохом кумачево-красного цвета. Фигура В. И. Ленина изображена в окружении ближайших соратников - участников Октябрьского переворота, среди которых Л. Д. Троцкий, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, И. В. Сталин, М. И. Калинин и другие". (ФКГУК "Руский музей")


Редько Климент Николаевич (1897-1956) родился в городе Холм в Российской Империи. В пору ученичества он получил крайне противоречащие друг другу навыки: сначала была иконописная школа при Кисво-Печерской лавре (1910), затем уроки А. А. Рылова в Рисовальной школе при ОПХ (1914-15), потом класс В. В. Кандинского в московском Вхутемасе (1920-22).






Супрематизм
К построению светозвука. 1923




Свет и тень в симметрии. 1922

Столь же противоречивыми выглядят ранние живописные опыты художника - в 1920-х гг. реалистические портреты и пейзажи уживаются с символизмом и "космизмом" ("Число рождений", "Восстание", "Полуночное солнце"), общего вида супрематизм - с собственными вариантами конструктивизма. Последняя тенденция - самая сильная: будучи увлечен теориями соединения науки и искусства, Редько разрабатывает учение "электроорганизма" (впоследствии "свеченизма"), реализуя его в серии работ ("Динамит", "Скорость", "Динамика фокуса", все 1920-х), близких итальянскому футуризму.






Динамит.
Муж и жена.




На земле мурманской. 1925г.




Полуночное солнце (Северное сияние). 1925г.

С подобными работами он участвует в "Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства" (1924) как член группы "Метод"; завороженность машинным миром, с другой стороны, сближает его с художниками, входящими в OCT. На этой точке своего творческого развития он добивается от покровительствующего ему А. В. Луначарского командировки во Францию (1927). Там он работал в качестве художника выставочнго отдела торговой делегации СССР в Париже. Его работы были выставлены в Пале-Роял и таких галереях, как Grandjean, Castelle, Vignon. Редько стал другом Пикассо.




Портрет с собаками. 1927г.




Боксер-победитель. 1929г.




Нина. Девушка с косой. 1929г.



Парижанка. 1931г.




Материнство.




Завод. 1932г.




У моря. Мария-Луиза. 1933г.







Мост. Париж. 1930-е годы.

Редько пробыл во Франции до 1935 г. Там он отошел от конструктивизма и сделался мастером портретов и пейзажей, выполненных в духе парижского Салона, сочетающих реализм с декоративностью формы и блеск исполнения со смысловой расхожестью ("Материнство", 1928; "Нина. Девушка с косой", 1929; "Парижанка", 1931). Эти вещи пользовались успехом - у художника состоялись четыре персональные выставки.




Борцы. Конец 1930-х.

По приезде в СССР Редько работал художником на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (1938-39). Однако он разделил судьбу многих "возвращенцев". В 1948 был исключен из Союза художников "как поддавшийся влиянию западной культуры". В последние годы жизни (1950- 55) он руководил изостудией при Московской сельскохозяйственной академии им. К А. Тимирязева. Умер Редько в Москве 18 февраля 1956 - как раз был ХХ съезд. Написал роман с характерным названием "Зрачки солнца". Изданы его Дневники.




Портрет И.В. Сталина.






____________________________________________________

http://www.artsait.ru/art/r/redko/main.htm
http://www.savitskycollection.org/Russian/Galleries/Russians/Redko_Gallery_R.html
http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/stalin_foto.php
http://gkaf.narod.ru/rh-book/l-sov14/l-14-09.html

Богемная трагедь 1920-х: http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post63712563/

Последователи малевича: http://community.livejournal.com/ru_malevich/tag/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B

Лазерный театр в Александровском парке: http://lasertheatre.ru/about/concept/

Kliment Redko (1897-1956) was a Ukrainian-Russian painter-scientist, avant-garde artist (Constructivist, Projectionist, Suprematist), graphic artist.
The icon studio of the Kiev Pechera Lavra was the first step in Redko’s long exploration of art. He failed the entrance exams to the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture, so in 1914 entered the Petrograd School of the Artist Promotion Association. He saw the revolution of 1917 as a symbol of freedom, a chance for artists to experiment freely, and Redko set about inventing his own technique. He was one of many artists who helped decorate the Revolution celebrations.
In 1927, Redko was sent to Paris to improve his artistic skills. There he worked as an artist in the exhibition department of the USSR Trade Delegates in Paris, also maintaining contacts with newspaper Le Monde. His works were exhibited at the Palais -Royal and galleries such as Grandjean, Castelle, Vignon. He became friend of Picasso. The Paris years matured Redko as an artist. After the Second World War, Redko was excluded from the Union of Artists for bourgeois tendencies during the second period of repressions under Stalin. The only way to earn money became teaching in amateur art club of the students from Timiryazev Academy. The artist died in 1956 without any official recognition.

rem, between wars, vkhutemas-vkhutein, painting, immigrant song, pechora, avant-garde school

Previous post Next post
Up