The 1755 Lisbon earthquakeИзображение в оригинальном качестве Жуткое по масштабам землетрясение 1755 года, сопровождавшееся цунами и пожаром, разрушило Лиссабон и пригороды, погибло более 90 тысяч человек. До землетрясения Лиссабон был одним из крупнейших городов Европы. После него он уже никогда не восстановил былого величия.
Сейсмические толчки ощушались чуть ли не по всей Европе - в Италии, Франции, даже Германии. Их описывал, в частности, в своих дневниках Джакомо Казанова, сидевший в это время в "Свинцовых казематах" во дворце Доджей в Венеции по политическому обвинению. Через год ему удалось сбежать - едва ли ни единственнлому узнику за всю историю этой тюрьмы.
Но в этот момент Португалии очень повезло с премьер-министром, который организовал беспримерные по масштабам и эффективности восстановительные работы, чем практически спас свою страну. Это был
Себастьян Жозе ди Карвалью-и-Мелу, граф ди Оэйраш, маркиз де Помбал (порт. Sebastião José de Carvalho e Melo, Conde de Oeiras, Marquês de Pombal; 13.05.1699 - 08.05.1782).
Более того, трагедия Лиссабона изменила сознание европейцев, фактически с нее начался закат "Эпохи Просвещения". В интеллектуальной элите стал распространяться пессимизм, была подорвана вера в "разумность мира". После полувекового периода бурного экономического роста и социального мира, вскоре началась общественная нестабильность, рост цен, череда экономических кризисов, революционных, а затем Наполеоновских войн.
Первопричины упадка и коллапса общества всегда внутренние - социально-экономический и нравственный кризис. Природные катаклизмы и внешние угрозы действительно могут вызвать катастрофические последствия и огромные жертвы. Но долговременные последствия зависят от внутренней силы общества, его морального состояния и социально-экономического динамизма.
Приведём несколько примеров. Одной из самых известных и в то же время загадочных природных катаклизмов в истории стало извержение вулкана на острове
Санторини (Фера) в Эгейском море в 1628 году (плюс-минус 10 лет) до нашей эры. Это было одним из самых сильных вулканических извержений на Земле за последние 10 тысяч лет. Центр острова полностью исчез. Как считает ряд учёных, извержение Санторини стало
прообразом легенды об Атлантиде.
Следы извержения хорошо видны на фотографии Санторини, сделанной из космоса. Большая часть острова ушла под воду, а на месте вулкана образовался огромный подводный кратер.
В некоторых книгах и статьях совершенно ошибочно утверждается что извержение погубило Минойскую цивилизацию, или по крайней мере фатально подорвало её. Но ничего похожего не случилось. Расцвет Минойской "новой дворцовой эры" длился примерно с 1700 по 1500 годы д.н.э., и извержение пришлось почти посередине этого периода. Огромное цунами разрушило многие прибрежные города на Крите (центре Минойской культуры) и других островах. Но в течении 20-30 лет все дворцы были отроены заново, в ещё большем великолепии. Минойское искусство достигло вершины как раз в 16-м веке, вскоре после извержения. В Акротири, "Минойской Помпее" обнаруженной греческим археологом Спиридоном Маринатосом в 30-х годах 20-го века практически не было найдено трупов и хаоса, присущего подобным катастрофам. Скорее всего, люди организованно эвакуировались перед основным извержением и успешно расселились на новом месте.
Морской фриз.
Фреска Акротири. Фера.
________________________________________________________________
Извержение Везувия, погубившее Помпею в 79-м году н.э., практически не оставило культурных и экономических последствий. Несмотря на то что Помпеи и Геркуланы были богатыми приморскими городами, они были засыпаны пеплом и вскоре практически забыты. Большинство людей смогли эвакуироваться, переселиться на новое место, найти работу, отстроить жильё. Римская империя выходила из кризиса середины 1-го века (Калигула, Нерон, и другие) и вступала в самую блестящую эпоху своего существования.
Панорама форума в Помпеях, вдали - Везувий.________________________________________________________________
Другая известная техногенная катастрофа часто связывается с концом одной цивилизации и возникновением новой. В ранней исламской литературе и историографии большую роль играет разрушение
Марибской плотины, случившееся в середине 6-го века н.э. Это был гигантский комплекс гидротехнических сооружений на юго-западе Аравийского полуострова - едва ли не самый большой в античности, состоящий из десятков километров дамб, сотен шлюзов, множества каналов. Его строительство началось в 8-м веке д.н.э, и с тех пор он непрерывно расширялся, пока окончательно не был разрушен и заброшен к концу 6-го века н.э. Исламская история связывает это разрушение с коллапсом традиционной аравийской цивилизации и возникновением нового религиозного течения - и нового, исламского общества.
Руины Марибской дамбы, Йемен.
http://www.panoramio.com/photo/1391506 Но причины и следствия здесь не в том порядке. По данным современной археологии разрушение дамбы случалось неоднократно - и в 5-м веке н.э., и раньше. Но дамба быстро восстанавливалась и расширялась. Просто в предыдущих случаях у общества была воля и желание к восстановлению и развитию - а к середине 6-го века эта воля ослабла, и дамба осталась лежать в руинах. Не разрушение дамбы стало причиной социального коллапса, а разложение, деградация общества стала залогом того что дамба была оставлена и уже никогда не восстановлена.
________________________________________________________________
Сильные извержения вызывали временное изменение глобального климата и экономические последствия их варьировались довольно сильно в зависимости от состояния общества. Резкое похолодание и несколько дождливых сезонов в Европе в 1315-17 годах (которое связывают с извержением далёкого вулкана) вызвали самых страшный голод в западно-европейской истории. Общество вступало в "кризис 14-го века" и было социально ослаблено.
Иллюстрация к "Откровению Иоанна Богослова" в Biblia Pauperum, созданной в Эрфурте во время Великого Голода (1315-1322). Смерть "(Mors") сидит верхом на льве, чей длинный хвост заканчивается шаром пламени (Ад). Голод ("Fames") указывает на свой рот.
http://en.wikipedia.org/wiki/Great_Famine_of_1315%E2%80%931317 В 1815 году извержение вулкана Тамбора бызвало аналогичную климатическую аномалию. В Европе, только что начинавшей оправляться от наполеоновских войн, был неурожай и очень высокие цены на еду, голод наблюдался в отдельных регионах. А извержение Кракатау в 1883 году, когда 35 тысяч человек погибли от разрушительного цунами, не вызвало никаких экономических последствий в Европе, несмотря на резкое похолодание в последующие два года: был подьём индустриальной эпохи, общество легко справилось с временным неурожаем.
Природные или техногенные катастрофы, тем не менее, нередко вызывали очень большой общественный резонанс.
Такой катастрофой для полувекового экономического бума "Эпохи Просвещения" стало Лиссабонское землетрясение 1755-го года, погрузившее в пессимизм философов и энциклопедистов того времени.
Для "века прогресса" - эры быстрой индустриализации от 1815 до 1914 годов - таким симболом стала катастрофа "Титаника" 12 апреля 1912-го года.
Для Советской эпохи аналогичную роль играла авария Чернобыля 26 апреля 1986.
Но все эти катастрофы были только катализаторами, а не причинами последующего длительного кризиса.
http://neznaika-nalune.livejournal.com/50694.html