Henry Peach Robinson

Mar 05, 2011 19:32



Летний вечер. 1880 г. Фотогравюра.***

Генри Пич Робинсон (Henry Peach Robinson, 1830-1901) - фотограф, которому мы обязаны возникновением понятия "пикториализм". Первый раз "живописная" фотография была упомянута в его работе «Художественный эффект в фотографии» ("Pictorial Effect in Photography", 1867). В этом тексте он советовал молодым фотографам вопитывать художественный вкус, развивать художественное видение и не бояться использовать в фотографии любые техники, если это приведет к красивому результату.


Генри Пич Робинсон родился в Англии в 1830 году. До 19-ти лет Генри занимался живописью, и достаточно успешно - его картины были выставлены в Королевской академии художеств в 1852 году.

Однако уже в начале 1850-х он заинтересовался получением фотографических изображений. Его учителем был доктор Хью Уэлч Даймонд (DIAMOND, Dr Hugh Welch, 1809-1886), "отец фотографии", по словам Робинсона.

Доктор Хью Уэлч Даймонд, психиатр Вифлиемской больницы в графстве Суррей (слово "бедлам", в зачении "крайний беспорядок", произошло от название именно этого учреждения), был одним из первых фотографов Англии. Интерес его к фотографии был вполне научным: доктор Даймонд фиксировал состояние больных и течение болезней.






На первом фото: Меланхолия, переходящая в манию. Ок. 1850 г.
4 фотографии - иллюстрации к труду Джона Коннола "Физиогномика безумия", 1858 г.

Заслуги доктора Даймонда в области популяризации фотографии: он читал лекции, помогал молодым фотографам, был одним из основателей Лондонского фотографического общества, редактором первого Фотографического вестника общества - были по достоинству оценены его современниками.

Молодого Робинсона доктор Даймонд познакомил с двумя способами получения фотографического изображения: калотипией* и мокрым коллодионным процессом** (сноски внизу поста). Доктор Даймонд вдохновил Робертсона заняться фотографией профессионально - то есть зарабатывать фотосъемкой на жизнь. В 1857 году Робертсон открыл портретную студию в Лимингтон Спа в Лондоне. Позже он организовал еще одну студию в графстве Кент.

В его первой рекламе, датированной январем 1857 года, приводится подробная информация о ценах на фотографии в то время. Портрет на целую пластину (8"6") стоил чуть более пятидесяти пенсов. Ретушь рук рук и лица в два раза увеличивала стоимость портрета. Последний пункт рекламы содержал некоторые замечания о платье: "Темные шелка и атлас являются наиболее подходящими для платьев дам, черный вельвет несколько нежелателен, белого и голубого следует избегать, если это возможно.."

Одиной из его новинок был прием "виньетирования" отпечатков - при печати с негатива использовалась маска, в результате углы и края изображения оставались светлыми, а в центре оставался портрет овальной формы.






Портреты. 1857-1858 гг.

Рекомендации в выборе одежды фотографами того времени указывались из-за свойств фотографической эмульсии. При съемке фигуры в темном платье на темном фоне, самыми светлыми участками были руки и лицо портретируемого. Фотограф выбирал время экспозиции и соответствующее значение диафрагмы для проработки снимка в тенях, лицо же и руки были несколько пересвечены. Для их окончательной проработки и требовалась ретушь. Если платье было еще светлее по тону, чем кожа человека, то либо требовалась трудоемкая ретушь достаточно большого участка фотографии, либо одежда получалась белым пятном с нечеткими контурами.

Свет в фотостудиях, которые обычно выходили окнами на север, использовался естесственный, мягкий. О съемках против света и речи не шло.

Ограничения в фотографических техниках заставили Робинсона обратиться к приему комбинированной печати негативов. Возможно, этой технике он научился у своего друга фотографа Оскара Гюстава Рейландера - автора крупной фотокартины "Два пути жизни" 1857 года.

Наверное самой известной работой Робинсона с использованием этого приема является фотокартина "Жизнь уходит" (Fading Away, 1858) композиция из пяти негативов, на которй изображена девушка, умирающая от туберкулеза, и отчаяние других членов семьи.



Жизнь уходит. 1858 г.

Эта фотография вызвала много споров, а некоторые сочли, что тема не подходит для фотографирования. Один критик сказал, что Робинсон обнажил "самые болезненные чувства, которые дано испытать человеку". Будь это живописное полотно, оно не было бы так резко воспринято обществом. Перед фотографией же, с самого начала воспринимавшейся как средство объективного документирования реальности, была предпринята попытка поставить ограничения на вмешательство в интимное пространство человека.

Однако, эта фотокартина картина понравилась принцу Альберт, который купил копию и высказал желание покупать каждый композиционный портрет Робинсона. Надо отметить, что принц Альберт годом ранее приобрел уже упомянутую фотоработу Оскара Гюстава Рейландера "Два пути жизни", чем в значительной мере поднял статус фотографии, как произведения искусства.

Однако еще более жаркие споры разгорелись в 1860-м году, когда на заседании фотографического общества Шотландии Робинсон рассказал про прием, который использовал для создания этой работы. Его доклад был встречен неодобрительными возгласами слушателей, которые, казалось, почувствовали, что они были обмануты. Его обвиняли, что это - пэтчворк - лоскутное одеяло, а не фотография. Председатель Фотографического Общества и издатель Вестника того времени сэр Уильям Крукс был, по словам Робинсона "черствым химиком".






Красная Шапочка (Little Red Riding Hood), 1858 г.



Не успела рассказать о своей любви, 1857 г.

Сам же Робинсон черпал вдохновение для своих произведений в живописи. Многие его работы сделаны под влиянием творчества художников-прерафаэлитов.






Гирлянда цветов. Элейна перед щитом Ланселота. 1859 г.



Дом. 1859 г.



Ранняя весна. 1860 г.



Осень, 1863 г.



Майское шествие (Bringing Home the May). 1862-63 гг.
40 на 15 дюймов, составлено из 9-ти негативов.



Леди из Шалот. 1883 г. (в некоторых источниках 1861).

Генри П. Робинсон в 1867 году опубликовал текст «Художественный эффект в фотографии» ("Pictorial Effect in Photography"), в котором, в то время, когда члены фотографического Общества, казалось, были одержимы научными аспектами фотографии, Робинсон подчеркивал необходимость "видеть" картины.
"Любой прием, трюк и заклинания любого рода открыты для использования фотографа .... Его обязанность - избегать банальностей и уродства, и стремиться к тому, чтобы раскрыть свою тему .... и исправить то, что нельзя изобразить .... Можно создать прекрасные фотоработы, совмещая реальное и искусственное".

"Сколь сильно бы не любил человек красивые пейзажи, его любовь к ним значительно возрастет, если он сможет взглянуть на них глазами художника, осознавая, почему это красиво. Новый мир открыт для того, кто научится различать и чувствовать красивые и тонкие гармонии, что природа дарит во всех ее разнообразных аспектах. Человек обычно очень близорук, пока не научится особым способом использовать свое зрение".

Однако, Робинсон предупреждает:
"Я должен предупредить вас от слишком пристального изучения искусства в ущерб изучению природы и оригинальному мышлению ... Искусство должно быть только руководством для изучения природы, а не преградой для оригинальных идей художника, будь он художник или фотограф ... Цель изучения - подготовка ума к самостоятельному выбору и, когда он делает выбор, осознанию, почему что-то он предпочел другому."



Автопортрет. 1863 г.



Мод и Этель Мэй Робинсон, дочери Генри Робинсона. 1868 г.



Маленькая цветочница. 1869. Негатив Р.П. Робертсон, печать Nelson K. Cherrill.



Сон. ?



После рабочего дня. 1877 г.

Джентльмен, изображенный на фотокартине, появился в один прекрасный день в ателье Робинсона, чтобы заказать портрет-визитку. Фотограф пишет:
"Одной из лучших моделей, которых я когда-либо снимал, был старик 74 лет. Он был дворником (crossing sweeper - дворник, который подметал дорожку перед заказчиком на грязной городской улице, http://en.wikipedia.org/wiki/Crossing_sweeper). Я никогда не сделал бы эту одну из моих лучших работ, если бы не увидел его сидящим за столом в своей студии, в ожидании, пока я с ним не заговорю. Я не только видел старика там, но мысленно - и старушку, и интерьер дома ... старый человек, его настроение, зародил во мне идею, что нужно найти старушку и соорудить коттедж, так четко я тогда это увидел."
Старушка была сфотографирована в студии Робертсона отдельно. Эту фотокартину Робинсон составил из 6-ти негативов, напечатав размером 20"на24" (50 на 61см.).



Проход воспрещен. 1880 г. Фотогравюра.***



Летом - кратчайшая дорога. 1884 г. Фотогравюра.



Летом у ручья. ?



На лугу (The Merry Tale). 1882. Фотогравюра.



Он никогда не признается в любви. (The Merry Tale). 1882.



Славят Христа. 1887 г.



Женщины в поле. ?

С резкой критикой работ Робинсона выступал фотограф Питер Генри Эмерсон, который презирал надуманные фотографии. Робинсон и Эмерсон регулярно обменивались язвительными замечаниями. В журнале "Фотограф-любитель" Эмерсон писал об отпечатке Робинсона по названием "Девушки, выходите замуж за рыбаков": "Это глупая, плоская, пресная работа, лишенная смысла даже в большей степени, чем предыдущие".
В ответной рецензии на книгу Эмерсона "Фотография природы для студентов" Робинсон выражается так же резко:" ... мы не можем избавиться от ощущения, что его система является пагубной и оправдывающей плохие фотографии, называя их произведениями искусства ... мы считаем, что безусловная обязанность такого журнала, как наш, произвести дезинфекцию, и прекратить беспорядок ... "



В ожидании Пасхи. 1883 г.



Морской пейзаж в лунном свете. 1870 г. Негатив Р.П. Робертсон, печать Nelson K. Cherrill.



Атланта. 1896.






У моря. ? Без названия. ?

Серия фотографий в интерьерах:



Памела. 1882 г.



Восход и закат. 1885 г.



Валентинка. От кого бы это?



Сборщицы трав. 1899 г.



Автопортрет. 1895 г.

В 1862 году Робинсон был избран в Совет фотографического общества, куда входил до 1891 года, когда, разочарованный отказом общества признать художественное значение фотографии, он подал в отставку (будучи вице-президентом). Тогда он сформировал ассоциацию британских фотографов-пикторалистов "Linked Ring", которая имела большое влияние в фотографических кругах в течение последующих двадцати лет. В 1900 году конфликт был разрешен, и (уже королевское) фотографическое общество наградило Робинсона Почетной стипендией - своей высшей наградой - в знак признания его заслуг перед фотографией и обществом.



Странная рыба. 1895 г.



Что это такое? 1895 г.



Старый Дапл. 1899 г.

Генри Пич Робинсон похоронен на кладбище Бен-Холл-роуд, Танбридж Уэллс. Он сам разработал проект надгробного памятника и текст надписи.




* Калотипия (греч. καλός - красивый, τύπος - отпечаток) - первый негативно-позитивный способ получения фотографического изображения. Изобретен У.Г.Ф.Тальботом (William Henry Fox Talbot, 1800 - 1877), первый негатив получен в 1835 г., второй этап - получение позитива - проработан в 1839 г., метод запатентован в 1841 г.
Первые негативы были бумажными - тонкий лист бумаги пропитывался светочувствительной йодо-серебряной эмульсией и экспонировался в камере обскуре (позже в фотокамере), затем проявлялся с помощью нитрата серебра и фиксировался с помощью тиосульфата натрия.
Контактным методом под воздействием солнечного света с негатива на лист бумаги, пропитанный также йодо-серебряной светочувствительной эмульсией, отпечатывался позитив, который также проявлялся и фиксировался.
Из-за неполной прозрачности бумажного листа, служившего негативом (даже мокрого или вощеного), качество первых отпечатков было невысоким. Зато этот метод позволял тиражировать копии с одного негатива (в отличие от дагеротипии).

** Мокрый коллодионный процесс - усовершенствованный негативно-позитивный способ получения фотографического изображения. Главным его отличием от калотипии, было использование стекла в качестве негатива, а не бумаги (что повышало качество снимков).
Однако, для фиксации слоя эмульсии на стекле была необходима некая желеобразная субстанция, которой и стал коллодий - раствор нитроцеллюлозы в смеси спирта и эфира (изобретен американским студентом-медиком Джоном Паркером Мейнардом в 1847), изначально созданный для медицинских целей.
Фредерик Скотт Арчер в 1851 году предложил наносить на стекло будущего негатива слой коллодия, а затем окунать его в светочувствительную эмульсию. Желеобразный слой коллодия не давал эмульсии стечь. Однако эмульсия сохраняла светочувствительные свойства, только пока коллодий оставался влажным (примерно в течение 15 минут). Поэтому его метод и был назван "мокрым".
Высокое качество негативов на стекле позволило в дальнейшем работать над негативами, увеличивать позитивные снимки.

Подробно про химическую сторону процесса:
"Суть этого процесса такова. Приготовлялась высококачественная нитроцеллюлоза при реакции (6 минут, Т=60°- 80° С) серной кислоты и нитрата калия с небольшим количеством хлопка, около 15 г на литр. После основательной промывки и высушивания нитроцеллюлоза растворялась в смеси спирта, эфира и различных иодидов и бромидов кадмия и калия и раствора аммония. Коллодий, приготовленный таким образом, аккуратно поливался на стеклянную, тщательно очищенную пластинку; быстро испаряясь, он оставлял тонкий и однородный слой нитроцеллюлозы, пропитанный йодидами и бромидами. Когда слой высыхал, пластинка погружалась в раствор азотнокислого серебра, насыщенный йодистым серебром; иодиды и бромиды, находившиеся в коллодии, соединялись с серебром и образовывали соли серебра.
Экспонировать светочувствительную поверхность полагалось немедленно, пока она была сырой. Просушить и вновь сполоснуть ее было нельзя: избыток азотнокислого серебра выкристаллизовался бы в слое коллодия, и слой потерял бы свою светочувствительность. Поэтому время экспонирования строго ограничивалось 10-15 минутами, не более. Изображение проявлялось в ванне из уксусной кислоты и железного купороса, к которым добавлялся спирт, чтобы облегчить проникновение раствора в коллодий. Проявленное изображение можно было усилить до или после фиксирования в подкисленном растворе азотнокислого серебра. Структура изображения была очень нежной и, если сравнивать с современными эмульсиями, практически беззернистой. Однако, даже при величайшей тщательности приготовления, на слой осаждались пылинки, и поэтому были очень часты дефекты в виде крошечных дырочек, черных пятен." http://astraltravel.ru/?p=1827

***Фотогравюра - многоступенчатый процесс печати фотоизображения. Сначала специальную бумагу с пигментированным желатиновым слоем, очувствленном в растворе бихромата, экспонируют в ультрафиолетовом свете, используя прозрачный контактный позитив.
Затем желатиновая бумага размачивается и накатывается на полированную металлическую пластину. Изображение проявляется в горячей воде, в процессе чего неэкспонированный желатин смывается, и на металле остается изображение из желатиновой пленки, толщина которой зависит от экспозиции, - на светлых участках будущего изображения пленка толстая, в тенях - тонкая.
После этого пластину травят в кислоте, как это делается в технике офорта (используют азотную кислоту либо хлорное железо), и используют в качестве матрицы для печати изображения на бумаге - на офортном станке. Пошаговое руководство: http://www.pinhole.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=202&Itemid=55




http://www.rleggat.com/photohistory/history/diamond.htm
http://yukidollresearch.blogspot.com/2010/02/hugh-welch-diamond.html
http://nihilsentimentalgia09.wordpress.com/the%C2%A0quest%E2%80%A6/

http://www.rleggat.com/photohistory/history/robinson.htm
http://www.museumsyndicate.com/artist.php?artist=262
http://l-aquoiboniste.blogspot.com/2010/11/garland-of-flowers.html
http://liquidnight.tumblr.com/post/1549521976/henry-peach-robinson-maude-and-ethel-may
http://www.hrc.utexas.edu/ransomedition/2010/fall/before_after.html
http://www.getty.edu/art/gettyguide/artObjectDetails?artobj=39351
http://www.geh.org/fm/fictional/m198118610010_ful.html#topoftext
http://www.photogravure.com/collection/searchResults.php?page=1&artist=Robinson,%20Henry%20Peach&view=medium
http://www.edinphoto.org.uk/3/3_pss_exhibitors_robinson_thumbnails.htm
http://turnofthecentury.tumblr.com/post/660245744/liquidnight-henry-peach-robinson-old-dapple
http://www.wooop.com/poster-canvasartprint/k/paintings-henry-peach-robinson/1.html

kamine und ofen, photographers, pictorialism, etching, vintage photos, photography and painting

Previous post Next post
Up