"И подо льдом течёт вода"

Feb 28, 2011 23:30



"В советское время даже у колхозов была статья расходов "на искусство", и заказывали картину у художника "Сбор урожая". vita_colorata

Недавняя наша беседа с vita_colorata, в которой мы коснулись сравнения проблем востребованности труда мастеров искусства сегодня и в недалеком прошлом, содержала одну, может быть, несколько обобщенно звучащую реплику о судьбе творцов в СССР: "Художники боролись за свободу самовыражения, а оказалось, что она не очень нужна". Воспринятая мной не без тени иронии, эта фраза вдохновила меня сделать пост о выставке современного искусства Северной Кореи "И подо льдом течёт вода", подготовленной при участии Творческого объединения «Мансудэ», которая недавно прошла в Москве, в ЦСИ «Винзавод».

Ассоциация возникла, без сомнения, на основании общих черт соцреализма 40-х и 50-х годов и представленного корейского искусства: общего пафоса героизма строителей коммунизма, установки на изображение трудолюбия и благополучия, и выполнения работ большей частью по заказу государства.
Однако, были ощутимы и отличия. Их мне сложно было осознать сразу, слишком большая разница между моими ожиданиями от произведений искусства в рамках моей культурной парадигмы и тем, что было продемонстрировано на выставке. Я вышла опустошенной. Думаю, что обескуражили меня не столько сюжеты - я с интересом хожу по залам Третьяковской галереи и Русского музея, где демонстрируются работы советских художников, сколько радикально иное понимание изображения, доведенное отточенным мастерством почти до формализма.

Когда окружающая реальность рождает во мне столь дисгармоничные ощущения, я не снимаю то, что вызывает этот дисбаланс. Просто не вижу кадр через фотоаппарат, нет настроения. Поэтому для иллюстрации этого поста я использовала фотографии замечательного pavel_otdelnov . Я не единственная, кто остро ощутил отличие современного корейского изобразительного искуства от картин советских авторов. Здесь же я приведу комментарии самого Павла и его читателей, которые показались мне интересными.





"Добрая повар принесла чаёк для стахановцев. Оркестр играет на духовых и ударных, комсорг подбадривает в мегафон..."


"Рабочие тянут кишку, не забыв прихватить флаг для вдохновения."




"Я специально выкладываю крупные фрагменты, чтобы было видно, с каким старанием и любовью положен каждый мазок ( я не иронизирую).
Интересно, что почти все картины написаны на бумаге (в конце несколько вышитых нитками).
Основа картин - не живопись, а рисунок чёрной тушью.
Во всех картинах одни и те же приёмы - фотореалистичные лица-руки, нарисованная чёрным и подкрашенная одежда.
Причём рисунок всегда немного напоминает традиционную дальневосточную живопись тушью.
И ввсегда эффект пространства с помощью размытия заднего плана. Нигде я не заметил цветных теней.
Завоевания импрессионистов остались незамеченными.
Ещё меня удивила вырезанность всех персонажей на картинах - как будто это подкрашенный коллаж.
Только вглядевшись, я стал различать, что это всё разные художники. Первое впечатление - всё одной рукой." pavel_otdelnov
Я сама специально просматривала надписи по второму разу, чтобы убедиться, что это - разные художники.





"Самое главное отличие корейского соцреализма от советского - почти полное отсутствие интереса к самой художественной форме. Любой холст Владимира Серова ли Налбандяна рядом будет смотреться настоящей живописью. Здесь - все складки чёрным - и никаких отвлекающих от главной цели художественных проблем. Даже графика в СССР живописнее такой живописи.
Однако, стоит отдать должное чучхейской любви к своей исторической традиции. Вообще, получается интересный гибрид: традиционная дальневосточная живопись с фотореалистичными включениями.
Всё это не очень уживается друг с другом - не пропадает чувство приклеенности." pavel_otdelnov









Мозаика. Корея - США 1:0.








"Как тут не вспомнить раннего Таира Салахова, и более позднюю советскую живопись с монтажниками-высотниками."


За починкой железнодорожных путей.


"Местами вспоминаются картинки из пропагандистских брошюрок американских проповедников-Иеговистов."




"Здесь мне показалось сходство с американской журнальной-рекламной графикой 30-х (Дед Мороз Сандблума). И иеговистскими картинами будущего земного рая. Порадовала любовь художника к мелочам, и виртуозность рисования. Вот веточка слева - как из хороших образцов традиционной дальневосточной живописи тушью." pavel_otdelnov

Сцена в зоопарке, наверное, единственная работа, которую мне захотелось рассматривать. Внимание к деталям удивительное. Лица традиционно очень выразительны.
Вспомнилась выставка древнего корейского искусства "Ветер в соснах", которая была в Эрмитаже летом 2010. Вторая работа, например: http://schwarzze.livejournal.com/249002.html#cutid1





"М-да, единственное не озаренное счастьем лицо - у младенца в нац. костюме на картинке "иеговистского рая" с обезьянками. Вот оно - лицо потенциального нонконформизма... :-)
На самом деле, в СССР даже в самые тяжелые годы и не снился такой тотальный контроль над поступками и мозгами человека. И это ведь длится уже больше 50 лет! то есть мало осталось людей, которые помнят другие времена. И все эти мифологические образы лидеров - "рожденный от духа горы Пэктусан" великий вождь Ким Ир Сен, "руководящий на местах" (незабываемый журнал "Корея" на русском!!!), и единая стилистика ВСЕГО: одежды, расписания дня, быта... Там никакой иронии вообще не предполагается. И никаких отступлений от строевого/маршевого шага. Внутри были немногие наши специалисты, и все с ощущением антиутопии возвращались.
Технически: выглядит, как компьютерный коллаж, но реально они могут делать ту же работу в голове (судя по тому, как делают рисунок китайца и южные корейцы - пять минут смотрят, отходят в сторону и фотообраз на бумаге готов). Что в основе реальные фотографии реальных людей + озарение их неземным светом счастья, почти не сомневаюсь. Могу предположить, что отбор персонажей - результат партийной линии, типа "доски почета".
А живописности там не было никогда. В Китае как бы ей учатся, но даже у них "живописность" страаааанная. Они не очень понимают, что это такое и зачем." olbening













"Скажу, что большая часть работ мне все же не нравится. Прежде всего попыткой поженить две диаметрально противоположных концепции пространства - традиционной дальневосточной тушевой живописи и академической традиции с оглядкой на СССР - т.е. очень большой художник, наверное, и смог бы осуществить подобное, но здесь это смотрится неорганично. При этом ряду авторов не откажешь в виртуозном мастерстве (типа того, что человек может начать писать огромную композицию с ногтя на мизинце) - но это мастерство специфического рода - результат чуть ли не спортивной тренировки по созданию компромиссного доступного продукта. Если брать трактовки подобных сюжетов в советской живописи - у самых наиразличнейших авторов - от Бродского, Сварога и Кацмана до Попкова, Салахова, Жилинского, Андронова - уровень работ всегда несравненно выше. Мне приходилось сталкиваться со студентами из корейцев и китайцев - очень часто они ценят в европейском искусстве именно жизнеподобие и редко вдаются в пластические задачи - рисунки их, например,чаще всего, плоские, но с огромным вниманием к портретному сходству, морщинками, складочкам, грязи под ногтями и т.п. То же, в общем, переносится в живопись - мучает меня вид этой изувеченной нахватанными европеизмами великой художественной традиции." yegorkoshelev





"Олег Кулик, выступивший куратором выставки, сделал в центре зала инсталляцию из касок-фонарей и столика с рисом. Каски, видимо, по замыслу Кулика - это и есть лёд, под которым теплится жизнь, а идея названия в том, что, несмотря на изоляцию, северокорейское искусство сохранило свою человечность. Судя по тому, что я увидел, корейской живописи не грозит "левый уклон", увлечение пластическими проблемами, и вообще всякие отвлечения от генеральной линии. Ни о какой иронии не может быть и речи. Скучно, товарищи.
А впрочем, интересно: есть ли в Северной Корее свои нонконформисты? Течёт ли подо льдом река?"
pavel_otdelnov







http://pavel-otdelnov.livejournal.com/139475.html

Несколько других работ : http://drugoi.livejournal.com/3413086.html

The exhibition "And the water flows beneath the ice" was the first project in Russia, representing the work of contemporary artists of North Korea. Curators of the project tried to show the world of modern Korea through the prism of art. Contemporary art of the DPRK is an alliance of Korean art and traditions of the Soviet school of painting. Meanwhile, North Korea succeeded in due time to avoid direct repetition techniques of social realism and has committed itself to maintaining national traditions of painting. By the beginning of the XXI century Arts DPRK has developed into a recognizable artistic style, which can be called Juche socialist realism, and which can be traced not only the idea of communist ideals, but also a deep connection with the Korean aesthetic heritage.

graphic arts, art, expositions, east, impressions

Previous post Next post
Up