Проект острова, 1970, карандаш, бумага.
Island project, 1970, pencil on paper, 19" x 24".
Роберт Смитсон (англ. Robert Smithson; 2 января 1938 - 20 июля 1973) - американский художник, знаменитый преимущественно своими работами в области лeнд-арта и паблик-арта.
Роберт родился в городе Пассеик, образование получил в Художественной студенческой лиге Нью-Йорка (Art Students League of New York). Уже его ранние живописные работы, выставленные в 1959 году в одной из нью-йоркских галерей на первой персональной выставке художника, выдавали интерес к юрскому периоду, мифам и литературе.
Водоросли.
К 1964 году Смитсон стал сторонником минимализма и, примкнув к движению Primary Structures («Первичные структуры»), познакомился с такими деятелями, как Роберт Моррис, Сол Ле Витт, Нэнси Холт (Nancy Holt). В своих эссе и рецензиях, которые публиковались в журналах Arts Magazine и Artforum, Смитсон призывал обращаться с искусством с математической беспристрастностью.
Портрет Роберта Смитсона. Отражение в скульптуре "Водоворот", 1965. Фото: Уолтер Рассел.
Portrait of Robert Smithson/Four-Sided Vortex by Walter Russell, 1965
"Водоворот" (вид сверху), нержавеющая сталь, 4 зеркала.
Four Sided Vortex, (top view), stainless steel, 4 mirrors, 35" x 28" x 28".
Падение, Терминал. 1966.
Plunge, Terminal. 1966.
В 1967 году Смитсон начал исследовать промышленные зоны в окрестностях Нью-Джерси. Вид огромных экскаваторов, самосвалов, перевозящих тонны земли и камня, приводил его в восторг. В одном из своих эссе он сравнивал это зрелище с великими памятниками древности. Под впечатлением от них Смитсон создал серию объектов под общим названием «не-места» (non-sites), в которых собранные художником камни и земля экспонировались в галерее как скульптуры, нередко в сочетании со стеклами и зеркалами.
Фотографии объектов из серии "не-места", 1968-69.
A NONSITE, FRANKLIN, NEW JERSEY, summer, 1968, wood, limestone, aerial photographs, 16 1/2" x 82" x 110". Collection: Museum of Contemporary Art, Chicago
NONSITE - ESSEN SOIL AND MIRRORS, 1969, Essen soil and mirrors, 12 mirrors / each 3'x 3'
MIRROR WITH CRUSHED SHELLS, Sanibel Island Flroda, 1969, sand and shells, three mirrors, ea 36" x 36"
Robert Smithson ’ Non-Site : Line of Wreckage’ (Bayonne, New Jersey). 1968, Milwaukee Museum of Art, Milwaukee, Wisconsin
Robert Smithson ’ Non-Site : Line of Wreckage’ (Bayonne, New Jersey). 1968, Milwaukee Museum of Art, Milwaukee, Wisconsin
В 1968 году Смитсон написал эссе A Sedimentation of the Mind: Earth Projects (Выпадение разума в осадок: Земляные проекты), которое стало мощным толчком к развитию лэнд-арта как вида искусства.
Воображаемые континенты: Лемурия и Катазия (Казахстания?), 1969.
Hypothetical Continent in Shells: Lemuria. April, 1969
Hypothetical Continent in Stone: Cathaysia. 1969
Примерно с этого времени он начинает заниматься сооружением ландшафтных структур и произведений, воплощая в жанре ленд-арта концепции, почерпнутые у Уильяма Берроуза (William S. Burroughs), Джеймса Балларда (J.G.Ballard) и Джорджа Кублера (George Kubler).
«Я за искусство, трактующее прямое воздействие стихий в том виде, в котором они существуют день за днем вне какой-либо репрезентации. Парки, в которых часто расположены музеи, изолируют искусство, низводя его до объектов формального наслаждения. Объекты в парке предполагают статический покой, а не диалектику. Парк - это законченный ландшафт для законченного искусства. Парк несет в себе ценности окончательного, абсолютного и священного.
Диалектика не имеет к этим понятиям никакого отношения. Я говорю о диалектике природы, которая проявляется во взаимодействии физически антагонистичных природных сил в их изначальном естестве - и в безмятежном спокойствии, и в яростном шторме. Парк идеализирует природу, которая в реальности не идеальна. Природа не развивается по прямой, ее путь - это путь расползания, растекания, которому нет конца.
Когда законченную скульптуру XX века помещают в сад XVIII века, ее поглощает идеальная репрезентация прошлого, воскрешая давно уже не существующие политические и социальные ценности. Многие парки и сады - это попытки воссоздать потерянный рай, а не диалектические локусы настоящего. Парки и сады живописны уже благодаря самому своему происхождению - ландшафты же создаются из природных материалов, а не пишутся красками. Декоративные идеалы, окружающие даже «дикие» национальные парки, проникнуты тоской по небесному блаженству и вечному покою.
Помимо идеальных садов прошлого и их современных эквивалентов - национальных парков и больших городских парков - существуют более инфернальные ландшафты: шлаковые отвалы, заброшенные карьеры, загрязненные реки. Благодаря неумолимой тяге к идеализму - как чистому, так и абстрактному - общество не имеет ни малейшего представления о том, что с ними делать. Никому не придет в голову отправиться отдыхать на свалку. Наши этические представления, связанные с ландшафтом, - особенно в стране вечного детства, называемой миром искусства, - замутнены всевозможными абстракциями и концепциями». Роберт Смитсон, Art Forum, 1972.
Mirror Trail (Ithaca). Feb, 1969
Mirror Displacement (Grassy Slope), Sept, 1969
Mirror Displacement on Compost Heap, Oct, 1969
Yucatan Mirror Displacements, 1969. Nine chromogenic-development slides. Solomon R. Guggenheim Museum.
Mirror Displacement, Mirror Displacement (Brambles), Sept, 1969
Mirror Shore, April, 1969
Chalk Mirror Displacement, 1969
Yucatan Mirror Displacements, 1969. Nine chromogenic-development slides. Solomon R. Guggenheim Museum.
В 1970 году Смитсон засыпал здание государственного университета в Огайо, создав "Частично захороненный деревянный навес" - работу, которая месяц спустя после убийства Национальной гвардией четырех студентов приобрела еще и политический смысл.
В 1970-м году Смитсон создал крупный объект ленд-арта - Spiral Jetty («Спиральная дамба»). Дамба была выстроена из грязи, земли, воды, кристаллов соли и обломков базальта на северо-восточном берегу Большого Соленого озера у нефтяного месторождения Розел Пойнт (Rozel Point) в штате Юта. Spiral Jetty уходит в озеро закрученной против часовой стрелки спиралью длиной в четыреста пятьдесят метров и шириной в пять. В зависимости от уровня воды в озере объект меняет свой облик. Если уровень воды опускается, то берег и сама дамба покрываются кристаллами соли.
«Спиральная дамба», эскиз.
«Спиральная дамба».
"Значение творчества Смитсона - в переосмыслении им базовых понятий скульптуры, места и пейзажа, а также их подчинения абстрактным идеям, среди которых важнейшей для него была идея энтропии." Николь Рудик
В 1971 Смитсон осуществляет еще два масштабных ландшафтных проекта "Разорванный круг" и "Винтовой холм" в Эммене, Нидерланды.
"Разорванный круг" и "Винтовой холм", эскиз.
"Разорванный круг" и "Винтовой холм", вид после сооружения.
"Разорванный круг" и "Винтовой холм", вид сегодня.
После этого Смитсон приступил к созданию объекта "Желтый скат" в Техасе в 1972-73 годах. Он погиб в авиакатастрофе, случившейся в процессе аэрофотосъемки неоконченного сооружения.
"Желтый скат", эскиз. Фотография.
Роберт Смитсон (англ. Robert Smithson; 2 января 1938 - 20 июля 1973).
http://xz.gif.ru/numbers/60/smitson http://www.openspace.ru/art/projects/109/details/530/ http://www.evalu8.org/staticpage?page=review&siteid=4785 http://www.robertsmithson.com/introduction/introduction.htm http://dreher.netzliteratur.net/6_LandArt_Smithson_SpiralHill.html http://julietteleca.tumblr.com/ http://www.flickr.com/photos/seacater/1918725891/ http://www.flickr.com/photos/hanneorla/5399319840/in/photostream/ http://www.flickr.com/photos/foggodavid/2879339663/ http://www.earthpo.com/scriptie/hoofdstuk-2.html Robert Smithson (January 2, 1938-July 20, 1973) was an American artist famous for his land art. He gained international recognition for his groundbreaking art which was not limited by genre or materials as well as for his critical writings that challenged traditional categories of art between the years of 1964-1973. His art and writings have had a profound impact on sculpture and art theory for over thirty years. He is most well known for his provocative earthwork, the Spiral Jetty, made in 1970.