Николай Калмаков

Nov 14, 2010 22:09






Девы и олень. 1925.






КАЛМАКОВ Николай Константинович (1873 (Нерви, Италия) - 1955 (Шелль близ Парижа)- живописец, книжный график, сценограф.

Калмаков родился в городе Нерви на итальянской Ривьере, мать его была итальянка, отец - русский генерал. В отличие от большинства российских аристократов, его окрестили в католичестве.
Детство Николай провел в доме родителей. Особое влияние на мальчика оказала его гувернантка-немка, поклонница немецких сказок.
Калмаков позже вспоминал: "Она заставила меня жить в воображаемом мире сказок братьев Гримм и фантазий E.T.A. Хоффмана. Я слушал эти рассказы с восхищением. В возрасте девяти лет я часто убегал в самую дальнюю комнату нашего дома, где тщательно прятался. Один, в темноте, я сидел и призывал появиться черта".

Систематического художественного образования не получил, живопись и анатомию изучал самостоятельно в Италии, куда вернулся после окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета (по другим источникам - Императорского училища правоведения) в 1895. Во время учкбы в Петербурге познакомился с Николаем Евреиновым, который также неистово интересовался театром, как Калмаков живописью.

По возвращении в Россию в 1905 году Калмаков принимает участие в выставках Союза русских художников (1908), Московского товарищества художников (1900), группы «Треугольник», объединений «Современные течения в искусстве» (1908) и «Импрессионисты» (1909).

В 1908-1916 активно работал как театральный декоратор, оформил 11 спектаклей в различных театрах Санкт-Петербурга и Москвы. Наиболее значительными постановками в его сценографии стали «Саломея» Оскара Уайльда (1908, театр В. Ф. Комиссаржевской, постановка Н. Евреинова), «Анатэма» Леонида Андреева (1909, Новый драматический театр, постановка А. Санина), «Юдифь» Ф. Гербеля (1909, театр В. Ф. Комиссаржевской), «Великий князь Московский» Лопе де Вега (1911, Старинный театр), «Жизнь есть сон» Кальдерона (1914, Камерный театр, постановка А. Зонова), первый марионеточный спектакль в России «Сила любви и волшебства» Тирсо де Молины (1916, Старинный театр, совместно с М. Добужинским).




Саломея (эскиз костюма). 1908 г.






Эскизы театральных декораций, 1910 и 1914 г.

Портрет художника оставил в своих воспоминаниях артист А. Мгебров:
“В театре я помню его всегда с неизменным беретом, очень идущим к его действительно средневековому лицу.
Калмаков любил блузу, трубку, спокойно изысканные светские разговоры и ту особую выдержанность, которая всегда отличает людей, словно случайно забредших к нам из каких-то других времен и других эпох и стран. Он говорил только репликами, быстрыми и краткими, но неизменно значительными, образными и яркими. Он редко выходил из себя, за исключением тех случаев, когда это касается деталей его эскизов или работ, если они не выполнялись точно… Тогда он начинал слегка нервничать и нервность эта выражалась только в маленьком отрывистом заикании. Театр, по-видимому, Калмаков любил до исступления, бывая в нем помногу и подолгу, внося в него также огромную фантастику, хотя несколько иную, чем в его картинах. ...

Калмаков был вообще преоригинальным человеком и совершенно особенным художником. Правда, он был с большим мистическим уклоном, но вместе с тем он всегда стремился и пытался самим собой, своей собственной личностью воплотить художественную проблему эпохи Возрождения.
Так, например, он, как старинные художники, никогда не покупал красок, но приготовлял их сам из трав и растений, чтобы познать древнюю тайну их - не умирать и не исчезать.
И жил он своеобразно, уединенно и одиноко, именно так, как жили старинные художники. В Петергофе, у большого петергофского парка, он имел маленький собственный домик, в котором были высокие узкие окна, старинная мебель, какие-то старинные баллюстрады, лесенки и переходы. ...

Его работы были визуально ошеломляющими. ... Снова и снова, он изображал неопределенные органические формы, собиравшиеся в самые экстраординарные узоры."




Всадница на павлине. 1910.




Преклоненный монстр. 1910.




Колесница с восемью лошадями. 1911.




Путешествие в Царство мертвых. 1911.




Весна, или Египтянка в зелени. 1911.




Три негритянки. 1912.




Смерть. 1913.

В 1915 г. Калмаков был призван в армию, но вскоре при содействии М. Добужинского переведен в историческую комиссию Красного Креста, для которой делал натурные зарисовки фронтового быта.
Также он выполнил четыре литографии, а прибыль, полученную от продажи, пожертвовал Обществу Святой Евгении, российской версии Общества Красного Креста.




Спящий город (из серии работ для Общины Св. Евгении). 1915.




Ангел бездны. 1916?




Женщина со змеями.




Артемида и спящий Эндимион. 1917.




Леда и лебедь. 1917.




Нарцисс. 1922.

Революция 1917 года спровоцировала уезд Калмакова за границу. Сначала, Калмаков провел несколько лет в Прибалтике в надежде, что революция скоро закончится. В апреле 1922 года он организовал выставку своих театральных работ в эстонском городе Ревеле. Год спустя, у него была еще одна выставка в Стриндберге в Гельсингфорсе. В 1924 он уехал из Эстонии во Францию (его жена и сын остались в России).







Иллюстрация к книге Гумилева «Шатер». 1921.




Женщина, Будда и монстр (акварель). 1921.




Автопортрет в образе Иоанна Крестителя. 1921.




Автопортрет в образе Людовика XIV. 1923.




Сатана. 1923.




Автопортрет. 1924.

В 1924 Калмаков перехал в Париж и обосновался в гостинице на улице ла Рошефуко возле площади Пигалль и Монмартра, недалеко от музея Гюстава Моро. Ему было пятьдесят три года, и он прожил в этой гостинице в течение следующих двадцати лет. В Париже он вел замкнутый образ жизни.

Анна Кашина-Евреинова вспоминала: "Он был мрачен и молчалив - как будто обладал трагическим характером. Он всегда жил в своих собственных мыслях и видениях. Их он помещал на свои холсты, а внешний мир он никогда не принимал".




Кот в сапогах. 1926.




Сфинкс. 1926.






Астарта. 1926. Амфитрита. 1927.




Духи домашнего очага. 1927.




Минотавр. Из серии картин для часовни Фортина. 1927.

В 1927 году писатель Хелайдор Фортин заказал Калмыкову серию из двадцати четырех картин, которые украсили бы интерьер часовни.
В одной из книг Фортина - «Библия духа», было частично описано видение этих картин.
В часовне появился ряд демонов: некоторые с черной кожей, один со змеиными ногами, другой с ветками дерева вместо ног. Эти таинственные существа были «коронованы», как свечи, пламенем на головах. Над каждым находилось загадочное письмо или шифр. Центральная фигура часовни гипнотизирует взглядом и величественная масштабами. Она сидит на престоле из радуги, держа в одной руке мир и указывая другой наружу. У фигуры синие пылающие глаза и красные волнистые волосы, коронованные двенадцатью языками пламени. Таинственные шифры изображены на этом пламени. Они соответствуют шифрам над головами демонов.




Монстр с мечом. Хвостатый монстр. Триумф человека. Примат. Воин.
Из серии картин для часовни Фортина. 1927.




Царь инков. Фараон. Царь инков.
Из серии картин для часовни Фортина. 1927.




Крыса с полной пастью монет. Из серии картин для часовни Фортина. 1927.

В 1928 прошла выставка работ Калмыкова в галерее Charpentier в Париже. Демонстрировалось сто шестьдесят две работы.




Автопортрет. 1929.






Негритятка. 1929. Нептун. 1936.




Леда и лебедь.

B 1930 Калмаков получил новый заказ: украсить часовню, посвященную Жанне Д’Арк. Как святая заступница Франции, Жанна Д’Арк в 1920 была канонизирована. Художник выполнил одну большую картину (Триумф Жанны Д’Арк,1930), затем начал другую (Жанна Д’Арк перед судьями, 1931 ниже), а также написал эскизы для детального диптиха (Судьба Жанны 1931), который по неизвестным причинам был незавершен.




Триумф Жанны Д’Арк. 1930.

Уединенное существование, отказ показывать свои работы и высокомерное отношение к окружающим постепенно приводили к бедности.
Чтобы выжить, художник брался за все заказы, которые ему изредка предлагали.




Джемма и ее ангел*. 1934?




Эммануэль в доспехах**. 1935.

Живописец Иванов вспоминал: «Несмотря на бедность, он никогда не хотел продать любую из своих работ. Чтобы выжить, он искал случайные заказы, которые мог сделать легко - будь то набожные изображения или гравюры для немцев..."

Последние 6 лет жизни провел в доме для престарелых городка Шелле, где скончался в 1955 году.

В 1964-1970-х коллекционеры Жорж-Мартин дю Нор и Бертран Коллэн дю Бокаж, обнаружившие на «блошином» рынке 40 картин художника, организовали серию его персональных выставок в Париже и Лондоне, заново открыв творчество мастера публике.




Виноград. 1943.

Легенда о «Саломее» http://www.artgorizont.com/articles.php?id_article=344
Подробнее биография Калмакова:
1. http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post109099245/
2. http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post109099263/
3. http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post109099282/

http://www.visionaryrevue.com/webtext3/k.gal.html

* Гальяни Мария Джемма Умберта Пиа (итал. Maria Gemma Umberta Pia Galgani, 1878-1903) - святая Римско-Католической Церкви, мистик. Почитание блаженной Джеммы Гальяни широко распространено в Италии и Латинской Америке. Является покровительницей студентов и фармацевтов.
** Видимо в основой для иллюстрации послужил монумент "Конная статуя Эммануэля Филибера, герцога Савойского". Статуя, изображающая Эммануэля Филиберта (1528 - 1580) - герцога Савои и отважного полководца, прозванного за свои военные подвиги и упрямство в достижении политических целей "Тестаферра" ("Железная голова") - работы скульптора Марокетти установлена на площади Сан-Карло в Турине (Италия).

rem, art, painting, immigrant song, blessed, graphic arts, illustration, catholic, bestiarium

Previous post Next post
Up