Доисторическое искусство Эгейского моря. Часть 3

Nov 13, 2010 14:24






Львиные ворота в Микенах (сер. XIII века до н. э.).

Композиция Львиных ворот имеет свой прообраз на Востоке, о чем говорят фигуры Львов, вместо которых встречаются и фантастические, безусловно восточные формы грифов. Головы львов не сохранились. Сохранившиеся места для их крепления позволяют сделать вывод, что они были выполнены из другого материла (слоновая кость или стеатит) и вероятно были повёрнуты к людям, входящим в ворота.



На протяжениии всей главы Кон-Винер противопоставляет островную минойскую (более древнюю, происходящую с Крита) и материковую крито-микенскую (более позднюю, сформировавшуюся на основе критской культуры в результате появления новых микенских племен) культуры. Это противопоставление я изложу в форме таблицы.

Культура на о. Крит Крито-микенская культура на материке Живописность (ярко выраженное искусство роскоши). Ясность. Богатые формы не вытекают из определенной цели, а борются против ясного выражения целесообразности (загзагообразный орнамент на колоннах, импрессионизм фресок и росписи ваз на рубеже 16-15 в. до н.э.). Здания и предметы приспособлены к определенной цели, декор не нарушает логику конструкции (львиные ворота в Микенах, роспись ваз 1400 - 1200 гг. до н. э ). Дворцы располагаются открыто на местности. Комплекс зданий опоясывается кольцом стен, что придает постройке более энергичный характер. Жилые покои и службы группируются вокруг открытых дворов и соединяются между собой многочисленными дверями. При планировке стремятся обособить и ясно выделить отдельное помещение. Мужской зал, µɛ´γαρου (меганон), является центром всего плана. Во дворцах Файстоса и Кноссоса отдельные комнаты, соединенные дверьми, образуют ряды богатых по форме живописных перспектив. В постройках крито-микенской культуры отдельные комнаты стоят обособленно. Главная дверь располагается на длинной стороне помещения. Вход в комнату устраивается на узкой стороне (чтобы на входе было видно сразу все помещение). Красота формы утвари превалирует над ее назначением. Форма утвари соответствует ее назначению - сосуды имеют широкую ножку и удобное горлышко. Роспись не считается с плоскостью (стены дворца, стенки сосуда), но стремится передать пространство с изумительным пониманием его телесности и пластичности (моделирует тенями и светами). Декоративные изображения являются строго стилизованными: орнамент или линейный рисунок.



План Кносского дворца (ок. 1700 г. до н. э.),  минойская культура.
http://pics.livejournal.com/schwarzze/pic/002hqhkt (план крупнее).
План Пилосского дворца (ок.1200 г. до н. э.), одного из центров микенской культуры:

1 - Западный двор (вход)
2 - Жертвенники
3 - Зернохранилища
5 - Алтарь
8 - Зал приемов
10 - Южная вилла
11 - Лестничный проход
13 - Пропилеи
14 - Парадная лестница
15 - Коридор
16-17 - Кладовые
20 - Служебные помещения
21 - Театр
24 - Северный вход
26 - Центральный двор
27 - Тронный зал
33 - Святилище
36 - Сокровищница
39 - Большая лестница
43 - Зал священных “лабрисов” (минойские двойные секиры)
46 - Палаты царицы
54 - Мастерские
56 - Школа керамики
58 - Гигантские сосуды
61 - Водовод

А - северо-западная (древнейшая) часть дворца;

Б - мегарон;

В - двор;

Г - вход;

Д - хранилище




Реконструкция крепости в Микенах. Львиные ворота (сер. XIII века до н. э.) в правом нижнем углу.




Принцип постройки Львиных ворот в Микенах (рис. 7) применяется во многих порталах того времени.
Два блока поддерживают каменную балку, которая является только грузом и сама не несет никакой тяжести.
Весь груз лежащих над нею рядов кладки, благодаря тому. что камни этих рядов скошены, предается на боковые стены; таким образом над входом образуется пустое пространство в виде треугольника, которое заполняется легкой каменной плитой, покрытой скульптурными украшениями.




Толос Атрея в Микенах, XIII в. до н. э.

Сразу ясно, какая именно часть здания поддерживает, а какая является грузом, и только этой одной плите, ничем ненагруженной, тонкий архитектурный такт решился придать декоративную форму, что говорит о тонком понимании архитектоники.

Критское влияние на микенскую культуру сказывается и в стиле исполнения скульптурной плиты, и по сюжету.

Два льва опираются передними лапами на подножие алтаря по сторонам колонны с сужающимся книзу стержнем и капителью в виде валики.

Эту форму колонны мы встречаем и во дворцах Кноссоса; она представляет сбой заостренную, вбитую в землю сваю и указывает на то, что каменным колоннам предшествовали деревянные. Но стержень ее, который должен визуально сосредоточить в себе всю устуйчивость колонны, покрывается загзагообразным, лишенным определенного направления орнаментом, так что колонна из органической части здания превращается в декоративное украшение (рис.8).




Понятно, таким богатым орнаментом должны были усиливать живописное впечатление в залах критских дворцов, особенно, если эти зигзаги заполнялись неспокойным спиральным орнаментом, заимствованным из Египта.




Кносскоий дворец на Крите (ок. 1700 г. до н. э.).

"Нельзя не удивляться, что уже почти на заре европейской культуры, в бронзовом веке, мы находим искусство роскоши так ярко выраженное. Орнамент на колоннах, импрессионизм фресок и росписи ваз являются следствием того, что богатые формы борются против ясного выражения целесообразности.

Когда видишь, что женская одежда того времени, обшитая орнаментированными бляхами, покрывала всю фигуру массою ярких блесток и, стягивая ее в талии, выделяла грудь, нарушая структуру тела; когда видишь, что даже для мужчины ( рис.5) стянутая талия являлась идеалом красоты, тогда непроизвольно встает перед нами богатство рококо, и начинаешь чувствовать самую тесную близость между обоими стилями."






Богиня со змеями, Археологический Музей, Ираклион, ок. 1600 г. до н. э.
Фарфоровая статуэтка Франческо Антонио Бустелли, 1754 г.

Сокровища Эгейской(Kрито-Микенской) цивилизации) http://isartorius.livejournal.com/tag/

Антонин Бартонек, Златообильные Микены http://annals.xlegio.ru/greece/bartonek/bart08.htm

Греция, часть 19-я: цитадель в Микенах http://renatar.livejournal.com/171321.html?thread=7032633

Фарфор http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=3521525&tagid=8509

Aнтичность http://nikto001.livejournal.com/tag/%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

books, minoan, ceramic, cohn-wiener, antic

Previous post Next post
Up