Троица

May 23, 2010 18:36


Альбом: Venok

Троица - праздник православного календаря, отмечаемый на 50 день после Пасхи.

Праздник в честь Троицы, узаконенный церковью в 4 веке, долгое время не был широко распространен в древней Руси. Большее значение имел Семик, знаменовавший окончание весны (ср. Масленница - окончание зимы).

В 1345 преподобный Сергий Радонежский освятил обитель, основанную им для монахов-схимников. В основе объединения отшельников лежала богословская формула "Единство во образ Святой Троицы". Начавшись с обители Сергия Радонежского, почитание Святой Троицы быстро распространилось по всей Руси.


В народной традиции Троица входит в праздничный цикл, который начинается с Семика и заканчивается Духовым Днем (с четверга по понедельник). Нередко Троицей называли весь праздничный промежуток времени или любой из его дней.

В русской традиции праздник Троицы связывался прежде всего с почитанием растительности, расцвет которой приходился как раз на это время. Символом праздника, главным атрибутом многих обрядовых действий была береза. На растущих березах обычно "завивали" ветви, переплетая их друг с другом, с травой, цветами, лентами, полотенцами и т.д. В некоторых местах березы срубали, украшали, рядили в девичью/женскую одежду и вносили в поселения, в дома, совершали с ними обходы засеянных полей, лугов, деревень, изб. Помимо этого повсеместно свежей зеленью украшали поселки, церкви, дома и хозяйственные постройки.

Троица считалась в народе праздником девичьим. К этому дню были приурочены ритуальные действия, совершаемые образуемыми в весенне-летний период временными объединениями девушек и молодок: кумления, крещение кукушки, ряд обрядов с березой, коллективный сбор лекарственных трав. Для Троицы характерны девичьи гадания на будущее с пусканием на воду троицких венков, завиванием берез, киданием обрядового деревца в реку.

На заключительном этапе празднования Троицы совершались проводные обряды: отпевание, потопление, сжигание троицкой березки, похороны кукушки, проводы Костромы. Березка, как символ растительной силы леса, должна была передать ее крестьянским полям. Троицкие ритуалы отражают стремление земледельцев магически повлиять на плодородие земли. Е.В. Аничков сделал вывод, что троицкие обряды происходят от культа священных
рощ и священных деревьев. По мнению И.М. Снегирева поминальные обряды во время Троицы можно считать остатком тризны или стравы.

Девичьи ритуалы сопровождала непременная трапеза, которая предполагала коллективный сбор продуктов: в складчину или по домам односельчан. Главными блюдами были яйца и яичница, а также изделия из теста в виде круглых лепешек с яйцами в виде венка (я пекла из кислого бездрожжевого теста с изюмом).


Альбом: Venok

Местами существовал обычай ходить по домам, где жили девушки, на угощение. "Отсидев у одной подруги, отпировав "столы" переходят к очередной подружке на "столы": пьют водку пиво, поедают приготовленные нарочито для этого случая "ес(т)вы", в числе которых непременным кушаньем бывают пирожки с яичной начинкой и "еишня" на молоке в качестве заключительного блюда" (Макаренко А.А. 1993. С. 113).

Как и в другие пограничные дни, в Троицу, по поверьям, активизировались потусторонние силы, в частности русалки. Русалки - водяные существа, которые живут в реках, озерах, прудах, то есть в таких водоемах, которые нужны земледельцу. Основной русальный обряд состоит в проводах русалок. Проводы русалок напоминают проводы Масленицы. Русалку выманивают из деревни в поле, причем ее перемещение должно способствовать плодородию (В.Я.Пропп).

brauch, ritual food, my photos, flowers

Previous post Next post
Up