Родительская суббота

May 22, 2010 07:26






Родительская суббота - день в канун праздника Троицы.
В мифологических представлениях славян, период Семик-Троица относился к тем календарным вехам, когда предки временно покидали "тот свет" и появлялись на земле; местом их пребывания была свежая зелень - деревья, травы, цветы. Главная задача живых - встретить и проводить их должным образом, т.е. помянуть.

В наших деревнях под Опочкой троицкая суббота остается самым большим и почитаемым днем поминовения умерших. Когда на Лыкошкове была часовня, в субботу приезжал батюшка из Опочки служить молебен. Теперь часовни нет. Батюшка не приезжает. Но в этот день все жители окрестных деревень обязательно ходят на кладбище. Чтобы навестить могилы и поклониться умершим родным и знакомым, приезжают из Опочки, Себежа, Пскова, из Латвии.






Фото ок. 2008 года.

Пришедшие на кладбище обметают могилы родных березовыми ветками, а затем втыкают их в могильную землю (на первом фото справа). В Псковской губ. раньше считалось, что таким образом, "мертвым глаза открывают", "глаза у родителей прочищают". Среди псковских крестьян существовал обычай держаться за могильный крест руками, чтобы "родители почувствовали, что ты был на могиле"; согласно местным поверьям, покойники выходят в этот день из могил, также держась за крест.

Чтобы «душеньки умерших порадовались», на могилах устраивют ритуальную трапезу, основные блюда которой - кутья, блины, яйца, сладости. На могилу стелят скатерть или полотенце, раскладывают кушанья; для "родителей" на перекрестье или в подножие креста крошат яйца, сыпят кутью. Умершего приглашают к трапезе словами: "Приди (имя) и поешь". У нас трапеза, устраиваемая на могилах, достаточно обильна и сопровождается распитием хмельных напитков.




Фото ок. 2008 года.

Уходя с кладбища, крошат на могилах яйца и хлеб, чтобы покойники поели или птички поклевали, покойников помянули. Архаичное представление о том, что птицы являются посредниками между миром мертвых и миром живых, сохраняется в сознании людей до сих пор. Оно отразилось в похоронно-поминальных обрядах и в обрядах календарного цикла. Считают, что «усопшие, добрая их половина, превратятся, может быть, в птиц».

Раньше поминовение продолжалось и в поселении - крестьяне ждали "родителей" в гости. С этой целью у домов устанавливали березки, - "На березу прилетит кукушка, кукушка - это почти то же самое, что родители", - говорили псковичи. Под березу ставили ковшик с водой, чтобы "родители мылись". Дорогу в дом предкам также указывали березы, стоявшие с двух сторон крыльца. "Родители" могли войти в дом и по полотенцу, специально для этого вывешенному на стену или окно. Мне кажется, в наших краях эти обычаи уже не сохранились.

В церковном календаре предшествующий Троице день именуется Вселенской, а также родительской субботой. Во время вселенской панихиды, которая служится только 2 раза в год - в Мясопустную субботу перед Масленицей и в субботу перед Троицей, церковь поминает всех от века умерших православных христиан, независимо от того, как они отошли в мир иной; каждый прихожанин поминает в основном только своих умерших родственников - "родителей", а также родных, умерших "не-своей смертью".




Фото 80-х годов.

Пойду сегодня птиц покормлю.

P.S.
В этом году на троицкую субботу приходится Ниволин день (Никола Вешний, перенесение мощей Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, из Мир Ликийских в Бар).

Образ святителя Николая пришел на Русь вместе с принятием ею христианства и на протяжении многих веков занимал в религиозном сознании русского народа совершенно исключительное место. Почитание Николая Угодника приближалось к почитанию Богородицы и самого Христа. Многие крестьяне даже считали, что Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы Угодника. Икона Св. Николай входила в состав домашнего иконостаса, наряду с образами Спасителя и Божьей Матери. Принято было считать, что Николаю Угоднику можно молиться "во всех нуждах", что он всегда и всем поможет, ибо добр и милостив.

Вплоть до начала Х1Х в. Николины дни в русских деревнях считались важнейшими праздничными днями после Пасхи. В эти дни православная церковь советовала людям отложить все рабочие дела, посвятить время отдыху, размышлениям о благочестивой жизни Угодника и его чудесах.

Однако во множестве русских деревень Николины дни отмечались не столько молитвой, сколько пиршествами в честь любимого святого. На эти дни приходились мужские братчины, а также престольные праздники, справлявшиеся три-четыре дня всей деревней, с приездом гостей, появлением паломников, богомольцев, нищих. Характерной их чертой было всеобщее пьянство, носившее ритуальный характер. Иностранцы, посещавшие Россию в ХVI - ХVII вв., писали, что русские "считают неприличным и непристойным не упиться в этот день вином или водкою" (Успенский Б.А. 1982. С. 46).

В Николины дни совершалось множество обрядовых действий, носивших ярко выраженный языческий характер. В северных губерниях Европейской России, например, существовал обычай закалывать в честь Николая Угодника в зимний день его памяти бычка - "микольца", которого специально три года откармливали всей деревней. Мясо бычка частично передавалась в церковь "для св. Николы", частично съедалось во время коллективного пиршества, устраивавшегося в этот день мужчинами.

На Николу Вешнего существовал обычай преподносить Николаю Угоднику яйца, окрашенные в красный, желтый, зеленоватый цвет, или яичницу. Для этого женщины и девушки разбивались на группы, уходили в лес и там съедали их в честь святого. Принято было также приносить крашеные яйца в церковь "для святого Угодника".

В северных губерниях Европейской России св. Николая Угодника старались задобрить рыбаки и мореходы. Так, например, известен обряд умилостивления озера Онего. Накануне зимнего Николы перед всенощной на берег озера собирались старики, делали из соломы чучело, сажали его в дырявую лодку и пускали по озеру. После этого они призывали Николая Угодника, просили его принять "чучело соломенное в портах и рубахе", у которого нет ни жены, ни детей, по которому никто не будет плакать и причитать, и оставить в покое рыбаков и мореходов.

polytheism, family, gods, pskovgebiet, zavernajka, brauch, ugric, photos, ritual food

Previous post Next post
Up