Из истории хлеба

Apr 11, 2010 18:08








Слово хлеб восходит к праславянской форме "хлѣбъ", о происхождении которой существует несколько противоречивых версий. Допускается, что слово имеет общее происхождение с германским (hlaiƀaz), балтийскими (литовским. kliepas - «коврига хлеба» и латышским klaips) и латинскими (libum - «пирог, лепешка»).
Но более вероятным предполагается заимствование из германского праязыка, либо из какого-либо раннегерманского наречия, (например из готского языка - hlaifs). Существует также версия о древнекитайском происхождении (др. кит. glip - «рисовые зерна»)

Хлеб - один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в неолите. Первый хлеб представлял собой подобие запечённой кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.

Потомки такого раннего хлеба изготавливаются в настоящее время из различной крупы по всему миру, например: мексиканская тортилья, индийский чапати, китайский poa ping, шотландская овсяная лепёшка, североамериканская кукурузная лепёшка и эфиопская инжера. Такой хлеб в виде лепёшки стал основой пищи многих древних цивилизаций: шумеры ели ячменные лепёшки, а в XII веке до н. э. египтяне могли купить в палатках на улицах деревень лепёшки, которые назывались та.




"Манна небесная"
Rubric and full-page miniature showing God showering down bread. (1445)

Считается, что хлеб из дрожжевого теста впервые появился в Египте. Первое улучшение, сделанное к началу египетских Династий, состояло в том, чтобы найти и выращивать пшеницу, которую можно было бы молотить без предварительной сушки на огне. Находка сорта пшеницы, содержащего достаточно много клейковины (протеин), стало вторым открытием, которое помогло появлению дрожжевого хлеба. Считается, что первоначально дрожжевое тесто стало использоваться в XVII веке до н. э., но пшеница, из которой можно было делать такое тесто, встречалась очень редко.




Египет
Cuochi e credenzieri intenti a preparar vivande. (1832-44)

Для первых видов хлеба было много способов заквашивания теста. Можно было использовать в качестве дрожжей бактерии, имеющиеся в воздухе. Для это нужно было только оставить тесто на открытом воздухе на какое-то время перед выпечкой. Плиний Старший писал, что галлы и иберийцы использовали снятую с пива пену, чтобы делать «более легкий хлеб, чем другие народы».
Казалось бы, причем тут пиво?
У пива и у хлеба во многом общее происхождение. Оба эти продукта результат брожения, которое вызывается дрожжами. Вполне возможно, что пивные дрожжи, случайно попав в замешанное тесто произвели «чудо».

В тех частях древнего мира, где вместо пива пили вино, в качестве закваски использовали смесь из виноградного сока и муки, которой позволяли забродить, или пшеничные отруби, пропитанные вином. Наиболее распространенным методом было оставить кусок теста при приготовлении хлеба и использовать его на следующий день в качестве источника брожения.




Roman bakery.




Roman bakery. Bronze utensils.

Даже в древнем мире существовало очень много разнообразных видов хлеба. В своём сочинении «Пир мудрецов» древнегреческий автор Афиней описывает некоторые виды хлеба, пирожных, печенья и другой выпечки, приготавливавшейся в античности.
Среди сортов хлеба упоминаются лепёшки, медовый хлеб, буханки в форме гриба, посыпанные маковыми зёрнами, и особое военное блюдо - хлебные завитки, запечённые на вертеле. Тип и качество муки, использовавшейся для приготовления хлеба, также могло различаться. Как отмечал Дифил, «хлеб, сделанный из пшеницы, по сравнению с тем, что сделан из ячменя, более питательный, легче усваивается, и всегда лучшего качества. В порядке достоинства, хлеб, сделанный из очищенной [хорошо просеянной] муки является первым, после него - хлеб из обычной пшеницы, а затем хлеб, сделанный из непросеяной муки.»




Pieter Bruegel the Elder

Основную роль в жизни народа играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Рожь выращивать гораздо проще, чем пшеницу, она более устойчива и неприхотлива. Поэтому в рацион питания народа пшеничный хлеб не входил, считался лакомством, а больше выращивали рожь, ячмень, просо, овес, полбу.

В период неурожаев, когда не хватало запасов ржи и пшеницы, в муку подмешивали всевозможные добавки - морковь, свеклу, позднее картофель, а также дикорастущие - желуди, кору дуба, крапиву, лебеду.

Из муки, просеянной через сито, пекли ситный хлеб. Он был значительно нежнее решетного хлеба, который выпекался из муки, просеянной через решето. Низкокачественными считались "пушные" виды хлеба. Их пекли из непросеянной муки и называли мякиной. Лучшим же хлебом, который подавался на стол в богатых домах, был "крупчатый" белый хлеб из хорошо обработанной пшеничной муки.




Arm und Reich oder Krieg und Frieden", Ulm, Museum der Brotkultur
17th century

С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. О том, как высоко ценился труд хлебопека, свидетельствует и такой факт. В Древнем Риме, например, раба, умевшего печь хлеб, продавали за 100 тысяч сестерций, в то время как за гладиатора платили лишь 10-12 тысяч.




MINIATURIST, French
Folio of a Breviary
c. 1500
Illumination on parchment
Koninklijke Bibliotheek, Den Haag




Кормление голодных
Print made by Crispijn de Passe the elder
After Marten de Vos
Date
1590
Feeding the hungry; a street scene with a couple distributing loaves to the needy; at left a woman stands with a spoon over a cooking pot and gives away bowls of food




Print made by Monogrammist CA
A farmer and his wife; in a building in right foreground; the male figure grinding grains, the female figure baking bread; landscape background with peasants ploughing; illustration to an unidentified Latin Virgil edition.1530




Courtyard of an inn, with peasant roasting pigs while on the right a woman is baking bread. c.1580

В уставах византийских цехов X века было оговорено: "Хлебники не подвергаются никаким государственным повинностям, чтобы они безо всяких помех могли печь хлеб". Вместе с тем в той же Византии за выпечку плохого хлеба пекаря могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или изгнать из города.

В средневековой Европе хлеб служил не только основой пищи, но и был частью сервировки стола. При стандартной сервировке на стол клались куски чёрствого хлеба размером примерно 15 см на 10 см, которые служили тарелками, и могли к тому же впитывать влагу. После еды эти куски хлеба, выполнявшие роль тарелок, съедали, отдавали бедноте или кормили ими собак. Лишь в XV веке такие посудины для еды стали делать из дерева и перестали использовать хлебные «тарелки».




MOSTAERT, Jan
The Holy Family at Table
1495-1500
Oak panel, 37,3 x 23,8 cm
Wallraf-Richartz Museum, Cologne




DIJCK, Floris Claesz van
Still Life with Stag Beetle
1635
Oil on wood
Wallraf-Richartz Museum, Cologne




BERCKHEYDE, Job Adriaensz. The Baker.1681

На Руси от пекаря тоже требовалось не только мастерство, но и честность. Ведь в стране нередко случался голод. В эти тяжелые годы за пекарнями устанавливался особый догляд, и тех, кто допускал "подмес" или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали.

Если в XVI-XVII веках простых людей на Руси называли в быту и в официальных документах уничижительными именами Федька, Гришка, Митрошка, то пекарей с такими именами величали соответственно Федор, Григорий, Дмитрий.

В конце XIX века сельские жители пекли хлеб сами в русских печах, а городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. В булочных с лотков продавали подовый (высокие толстые лепешки) и формовый (в форме цилиндра или кирпича) хлеб.

Разнообразны были и хлебобулочные изделия: крендели, бублики, баранки. Сельские жители редко лакомились ими. Они обычно покупали их в городе для гостинца детям и за еду не считали. Горожане же довольно широко использовали всю эту выпечку в повседневной жизни.

Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах. Царь посылал калачи в знак особого расположения патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание. Отпуская слугу в увольнение, барин, как правило, давал ему мелкую монету "на калач".

Отсюда by marinni

graphic arts, bread, kamine und ofen, illustration, painting

Previous post Next post
Up