Метаморфозы, 1936
"Понятие "фотопластика" ввел Махой-Надь, чтобы подчеркнуть пластические характеристики фотографии. Здесь оно используется применительно к органическим и геометрическим формам, помещенным в естественную и фантастическую среду."
("Монография" Герберт Байер, изд. Meier, Равенсбург, 1967, с. 162)
Родился Байер в 1900 году в небольшой деревушке около Зальцбурга в северной части Австрии. В возрасте 19-20 лет под руководством мастеров Георга Шмидтхамера, Эмануэля Маргольда занимался созданием постеров и рекламных плакатов в основном в стиле ар нуво.
С 1921 по 1925 он учился в школе "Баухас" у Йоганеса Итена, Оскара Шлемера и Василия Кандинского. В 1925 Вальтер Гропиус поручил ему возглавить в "Баухаусе" студию типографского дела и рекламы.
В 1925 году Байер создает шрифт "Универсал". Этот шрифт - воплощение идей направления "Баухаус": функциональность, простота и никакого излишнего декора. Первое, что бросается в глаза, - это отсутствие прописных букв. Байер считал бессмысленным использовать два алфавита в одном шрифте. Он также находил несуразным то, что для написания одного и того же звука должны применяться два знака: прописная и строчная буквы. Байер говорил, что шрифт, в котором нет прописных и строчных букв, должен облегчить работу всех, кто пишет и печатает. Он аргументировал это тем, что использование единого алфавита ускорит процесс набора текста, поскольку отпадет надобность в клавише Shift. Байер искренне верил в то, что такой шрифт поможет снизить стоимость коммерческой печати за счет экономии на бумаге. Группа "Баухаус" полностью поддерживала идею Байера, и с 1925 года участники движения перестали использовать прописные буквы в своих печатных работах.
С 1926 года Герберт Байер последовательно применяет фотографию, как элемент оформления печатной продукции школы "Баухаус". Один из наиболее известных образцов полиграфии "Баухауса" - это обложка первого номера одноименного журнала.
"На обложке я хочу без слов отразить содержание журнала. Базовые пластические и символические элементы, играющие важную роль в системе Баухауса, соединены с инструментами художника и собственно с журнальной тетрадью. Сначала сделан монтаж, т.е. сведение, "ассамбляж" различных элементов, затем это целое снято на пленку". (Герберт Байер, 1969)
В 1928 году Герберт Байер переехал в Берлин, где работал в области рекламы, дизайна, книгопечатания и фотографии. В 1930 годах фотография и фотомонтаж становятся основными средствами самовыражения художника. Работы Байера служат показательными примерами "фотопластики", поскольку многочисленные фотоэлементы мастерски скомбинированы в них в целостное произведение.
Одинокий житель большого города, 1932
Герберт Байер, 1932
Зима, 1936
В 1938 году Байер был вынужден эмигрировать в США, так как его произведения были продемострированы в рамках выставки "Дегенеративное искусство" 1937 года. Однако это отнюдь не означало для дизайнера отказ от творчества в стиле "Баухаус". На протяжении тех 60 лет, которые Байер прожил в США, он создал множество выдающихся работ не только в сфере графического дизайна, но и в таких областях, как скульптура, индустриальный дизайн, типографика, архитектура и фотография.
Фонтан "Двойное вознесение" на площади между двумя небоскребами ARCO в Лос-Анджелесе , 1973
Герберт Байер умер в 1985 году в Калифорнии.