Philippe Halsman

Nov 19, 2009 00:56






© Philippe Halsman

"...Фотография, известная под названием «Дали Атомикус» («Dali Atomicus», 1948), была, в некотором смысле, фотографическим продолжением его картины «Атомная Леда» («Leda Atomica», на снимке справа). В снимке Халсман хотел показать движение электронов вокруг ядра: для этого на счет «три» ассистенты подбрасывали кошек и выплескивали из ведра воду, на счет «четыре» Дали подпрыгивал, вспышки освещали комнату ярким светом, и Филипп фиксировал все это безобразие на фотопленку. После этого он удалялся в темную комнату, а помощники быстро наводили порядок в комнате, ловили и успокаивали кошек. Через некоторое время фотограф возвращался, виновато улыбаясь, говорил: «Ну, еще один дубль». И все повторялось сначала. «Шедевр» получился только после 28 попыток.






Прежде чем "Атомный Дали" стал таким, каким он нам известен, Хальсман рассматривал с десяток концепций снимка. Так, предполагалось вместо воды лить молоко, однако от идеи отказались, опасаясь, что зрители, еще не оправившиеся от лишений войны, плохо воспримут такое расточительное обращение с молоком. Еще предлагалось взорвать кошку, чтобы показать ее в более или менее атомно-взвешеннном состоянии, но это было бы, мягко говоря, расточительством по отношению к кошкам."

Дружеские и творческие отношения фотографа с Сальвадором Дали продолжались около 30 лет. В 1954 году Халсман выпустил книгу «Усы Дали» («Dali's Mustache») в которую вошло множество фотопортретов испанского художника - в основном его знаменитых усов. Для одной из самых известных фотографий этого цикла Халсман «построил» из семи обнаженных натурщиц фигуру, напоминающую человеческий череп.




Самым любимым жанром мастера была портретная съемка. «Меня всегда интересовали люди», - писал он, - «Хороший портрет должен - и сегодня, и через сто лет - показывать, как человек выглядел, и что он из себя представлял... Этого нельзя достичь, заставляя человека принять ту или иную позу, или ставя его голову под определенным углом. Для этого нужно провоцировать "жертву", развлекать его шутками, убаюкивать тишиной, задавать ему такие дерзкие вопросы, которые даже лучший друг побоялся бы задать».




В 1952 году Халсману заказали официальный портрет семейства автомобильного магната Генри Форда. После изнурительной фотосессии хозяйка дома пригласила фотографа выпить чашечку чая. Он поднял на нее глаза и неожиданно для самого себя спросил: «Миссис Эдсел, не разрешите ли Вы сфотографировать Вас в прыжке?»




За ней последовали Грейс Келли, Мэрилин Монро, Одри Хепберн, герцог и герцогиня Виндзор, будущий президент США Ричард Никсон, отец атомной бомбы Роберт Оппенгеймер, многие другие актеры и художники, политики и писатели, ученые и фотографы - всего около двух сотен знаменитых прыгунов, включая самого Халсмана.




«Когда человек прыгает его внимание в основном направленно на сам акт прыганья, маска спадает и появится его истинное лицо», - раскрывал фотограф свой замысел в предисловии к вышедшему в 1959 году фотоальбому «Книга Прыжков» («Jump Book»).




Филипп Халсман родился 2 мая 1906 года в Риге в обеспеченной еврейской семье.
В старших классах он немного фотографировал, но не думал о фотографии как о будущей профессии.
В 1924 году молодой человек уехал в Германию и поступил на электротехнический факультет Дрезденского университета.
После обвинения в убийстве отца в 1928-1930, был оправдан и помилован, но вынужден покинуть страну.
Не получив образования, Филипп Халсман решил превратить свое хобби в профессию и в 1932 году открыл в Париже фотоателье.
Его карьера складывалась более чем удачно, к середине 1930-х годов он был одним из самых модных французских фотографов.
В 1940м году фотограф уехал в Нью-Йорк.
В 1945 году Халсман был избран первым президентом Американской ассоциации журнальных фотографов.
В 1951 году он стал членом (contributing member) знаменитого фотоагентства «Magnum Photos».
Фотограф считал наивысшим своим достижением 101 фотографию, напечатанную на обложке знаменитого журнала «Life».
Филипп Халсман умер в Нью-Йорке 25 июня 1979 года.
В 2006 году в честь столетия со дня рождения ему был установлен памятник в Риге.




photographers, art, surrealistic, vintage photos

Previous post Next post
Up