Пробел и как его залатать

May 19, 2017 15:34

В общем, я не оставляю надежды дожить до того дня, когда о советском социалистическом проекте будет написано нечто доброжелательное, и при том вменяемое. Рано или поздно напишут, даже если не доживу. Идея социализма вечна (или, как минимум, очень живуча) и даже такое яркое фиаско, как 1991 год, не заставит людей совсем отказаться от этой идеи ( Read more... )

Leave a comment

sanitareugen May 25 2017, 13:07:28 UTC
Для начала оговорю, в каком смысле я употребляю многозначное слово "социализм". Не возражая против других его значений, я ограничусь тем, что это может означать некий моральный принцип, примат интересов социума над интересами индивидуума, последние не пренебрегаются, но удовлетворяются через интересы социума. То есть антоним социализма (в этом значении) не капитализм, а индивидуализм.
Чистый фильтрованный социализм получается не очень приятной вещью, чем-то вроде дома отдыха для ударно трудящихся з/к. Но по сравнению с чистым индивидуализмом он куда более приемлем, тот даёт общество беспредела. Реальные общества находят сочетание двух принципов, дающее оптимум, причём этот оптимум в разное время и в разных условиях различен. Чем лучше условия - тем приятнее сдвиг к индивидуализму, а когда наступает тяжёлая пора - к социализму (поэтому критика соцстран, опирающаяся на то, что в них уровень жизни ниже, ошибочна; у них уровень жизни ниже, и поэтому востребованы социалистические подходы, иначе слишком многие умрут).
Особо сильный сдвиг в сторону социализма даёт война. Она заставляет пренебречь важнейшими правами индивидуума ради интересов социума. Право на жизнь неглижируется - противника вовсе, а своего становится условным: своих надо по возможности беречь, но непреклонно посылать на смерть ради выживания других. Право на собственность ничтожно перед артиллерией, и даже простой интендант меняет Священную Собственность на расписку химическим карандашом, по которой, может, что-то когда-то возместят. Свобода слово сводится к свободе слова "Ура!", а убеждение дозволено всем одно - "Всё для Победы!". И в ходе ПМВ, да и более ранних войн, просто в ПМВ это было и особо сильно выражено, и распространено на почти что все страны, была "социализация". Но её можно осуществлять по-разному. Можно "рвать зубы". Резко и поясняя, что это на время, потом перестанет течь и поставим протез. А можно тянуть и саботировать, в надежде, что "само обойдётся". Продразвёрстка была изобретена министром земледелия бароном Риттихом, но вместо осуществления писали грандиозные планы (взять в 10 раз больше, чем в реале брали большевики, но "силами сельской полиции", то есть никак). Заводы, владельцы которых получали сверхприбыль, подлежали секвестру в казну, но этого не делалось. И когда пришли люди, для которых эти необходимые действия не мерзость и ужас, которых авось удастся избежать, а нечто благое, пусть и запланированное на далёкое будущее, они, взяв власть, осуществили эти меры, и эти меры сработали. И поскольку был явственно видимый контраст с ползучим развалом без таких мер и хоть каким-то устроением с ними - они закрепились, как норма.
По мере снижения военной опасности возникало и желание сдвинуть к индивидуализму, уменьшив уровень "социалистичности", но опасность, нереализовавшаяся, как в 1929, или настоящая, как в 1941, или вероятная, как после Фултона, подтверждала необходимость жертвовать личностью для социума. По мере усиления ядерных сил СССР опасность военная со стороны США становилась всё более условной, но тут образовался конфликт с Китаем, державший напряжённость достаточно долго. И когда риск реального конфликта с Китаем стал снижаться, в силу его переориентации на работу на западный рынок, пошёл процесс и в СССР, а снижение возможностей СССР способствовало снижения "индекса социализированности" в Китае, получилась взаимная катализация разложения социализма.

Reply

uxus May 29 2017, 15:23:46 UTC
Очень интересныя мысли и формулировки. Можно Васъ гдѣ-нибудь поцитировать?

Правда, тутъ неизбѣжны, вѣроятно, стандартныя возраженiя: другiя-то европейскiя державы отъ соцiализма въ ПМВ какъ-то увернулись...

Reply

sanitareugen May 29 2017, 16:29:00 UTC
Ну, в одной из, и самой мощной в военном отношении, государственная идеология так и называлась - национал-социализм. Который, разумеется, был советскому социализму противником, но именно примат социума (в форме расы) признавал. А в Италии был примат социума в форме государства. В иных странах был "прививочный социализм", с введением отдельных элементов, чтобы не подхватить полный, в иных - диктатура (Португалия, Испания - дважды, Примо де Ривера и Франко, Италия, Греция, Албания, Румыния, Венгрия, Польша, Германия, Литва, Латвия, Эстония... Никого не забыл?), в которой диктатор имперсонировал социум "в одно лицо". Было частичное перераспределение доходов.


Доля дохода, приходившаяся на "верхний 1%"

ЗЫ

Да, конечно, можете цитировать, как бы ни наивны были мои дилетантские воззрения.

Reply

uxus May 31 2017, 18:22:39 UTC
На эти аргументы есть столь же очевидные контраргументы. Но мнѣ кажется, что это не самое интересное употребленiе сказаннаго Вами :)

Запостилъ у себя длинную цитату:

http://uxus.livejournal.com/85789.html

Reply

nihao_62 May 31 2017, 19:55:51 UTC
Хотел было спросить, чем отличаете социум от государства,

читая дальше (военный пример), понял, что не отличаете.

Я соглашаюсь, и потому получаюсь со всем своим монархизмом - социалистом в ваших определениях.

Reply

sanitareugen May 31 2017, 20:12:21 UTC
Государство - одна из форм организации социума.

Reply


Leave a comment

Up