Когда дух действует в мире протяжённых вещей, это выражается в определённом движении материи. Как говорят немцы, помешивая на сковородочке кислую капусту, keine Überraschung, ничего удивительного. Это же мир вещей, в нём всё подобно кислой капусте. Другое дело, что есть и другие миры, как говорил малолетний герой С. Кинга
(
Read more... )
Comments 21
Reply
Reply
Ещё раз. Исследователь вообще не должен концентрироваться на поиске "простых", лежащих на уровень ниже, причин. Если это биолог-материалист, он, так и быть, может сказать, что "причина носит системный характер" (но это примерно как я напою про дух, только без гнилого мистицизма). Исследовать - вовсе не значит "объяснять что угодно". Но после Галилея и Ньютона к этой мысли нужно привыкнуть.
К тому же дух не непредсказуем. И свобода не исключает предсказуемости. Психология же вот как-то изучает свободного человека - и не опускает рук. А дух, действующий масштабно и длительно - даёт определённую базу для индукции. В конце концов, его сковывают путы эстетико-стилистического характера.
Reply
Про причины понятно. Собственно, идея (всемирного) духа есть следующий этап становления гуманитарной мысли, поиск ответа на вопрос "почему именно так?" после организации мира галилеевским объяснением "как оно функционирует?".
Введение в систему аристотелевских первопричин такой мощной фигуры как дух, низводит их четверку на уровень поводов-предлогов, на что он пойтить никак не мог, ибо любое проявление "надмирного" по-платоновски умножало сущности. Или, как посмотреть, упрощало бы до "Все есть Единое".
Про эстетико-стилистические путы согласен. Более того, они являются той формой (Гадамер называет это "вкусом"), которая отличает гуманитарное знание от "строго-научного".
Reply
(и, просто из общего занудства) Идея эквифинальности - это идея не Любарского. Роль последнего в том, что он пытается додать гуманитарным наукам методологические наработки, естественным образом появившиеся в биологии.
Reply
Reply
Помнишь, как у Лема в ФК? Так 33 и сяк 33. Можно бы и 46, но тогда 84, потом либо 15, либо 98 - и тогда, увы, опять 33.
Reply
Крупкину она вряд ли бы помогла.
Reply
Думаю, эта примитивная модель вполне подходит для анализа описанных более сложных случаев эквифинальности.
Не вижу тут места для творчества духа. И голоса тоже не слышу:)
Вообще, это чрезвычайно архаичный подход: не вижу сходу причины - объясняю вмешательством духа. ИМХО.
Впрочем, если это для Вас такая "игра в бисер", то почему бы и нет. Литературный стиль превосходный, читать - одно удовольствие.
Reply
Reply
Reply
Во всяком случае эквифинальность - это точно про целевую причину, даже само слово об этом говорит.
Reply
Не только CF не есть дух (или может не быть духом), но и эквифинальность - не есть дух.
Я нарочно на этом заострил. Условие эквифинальности, сложная система - есть лишь удобное жилище для духа.
Вы, ruthinker, акад. Опарин и прочие просто не хотите понять, что это жилище может быть пустым.
Почему коренные жители Южной Америки не построили космических ракет?
Reply
Не знаю, почему не построили. Но, может быть, со временем появятся убедительные ответы. Если к истории еще толком не применили 3-ю и 4-ую причины, зачем сразу хвататься за пятую?
Reply
Leave a comment