По предложению
Алексея Цвелика, любезно пригласившего меня в "Сноб",
поместил там свое эссе по истории и философии науки, бросающее вызов кое-каким благоглупостям об отношении веры и разума. Эссе собрано из трех больших постов, недавно здесь выставленных:
Парадоксальное величие разума - часть I Парадоксальное величие разума - часть II
(
Read more... )
Comments 49
" всякое объяснение сложного объекта требует сведения его к составным частям и учету принципа их взаимодействия."
- разумеется.
Критерий правильности разделения на составные части, гарантия, что при "разборке" ничего не потеряно - возможность собрать целое из полученных частей.
Попытаемся для начала собрать клетку из составляющих её молекул. Сложим молекулы - но что-то не так: полученная "клетка" не живая. Насколько знаю, создать живую клетку из набора элементов пока не удалось? А различать живое и мертвое может и вынужден даже атеист.
То есть, в утверждении:
"В принципе - пишет Вайнберг - нет никакой разницы между человеком и погодой. И тот и другая в конечном счете объясняются составляющими элементарными частицами и первопринципами вроде Стандартной Модели."- явным образом есть ошибка: не учитывается элемент "жизнь" - способность развиваться согласно некой программе, которую мы не умеем моделировать, в отличие от метеорологических процессов. Этот "первопринцип" действует в живом человеке и не действует в ( ... )
Reply
Reply
- вполне проверяли с клеткой. Я, прежде чем писать, полезла погуглить, на каком мы свете: думаю, вдруг чего пропустила.
Сразу вижу радостный заголовок: "Ученые в США создали первую живую синтетическую клетку". Пошла посмотреть:
"Исследователи "построили" генетическую программу бактерии и ввели ее в клетку, исполнившую роль матки.
Получившийся в результате микроб выглядел и вел себя в полном соответствии с тем "диктатом", который осуществлялся через синтезированную ДНК, то есть как бы превратился в микроб другого вида."- то есть, по сути в живой клетке подсадили новый "моторчик"-ДНК. А вот как сделать, чтобы этот "моторчик" начал "крутиться"? Пока, можно сказать, "завели с толкача": подключили к живому. А сами "запустить моторчик", сделать неживое живым - не умеют, и прекрасно знают об этом: зачем бы им возиться, подсаживая чужие гены в живую клетку? Собрали бы свою и оживили ( ... )
Reply
Reply
Reply
Неверно, что "религия на этих вопросах ставит табу". Теология только такими вопросами и занята. Я напишу как-нибудь об этом, но мой ответ будет иметь два недостатка: ограниченность моего видения темы и полное отсутствие авторитета в ней.
Reply
- от души надеюсь, что Михаил Александрович найдет ответ на этот вопрос.
Правда, этот ответ вряд ли можно найти у Канта. Кант чётко сказал, как уже было процитировано:
"Всем людям свойственно нравственное чувство, категорический императив. Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира. Все это с необходимостью требует существования бессмертия, Высшего суда и Бога"То, что основания альтруистического поведения лежат, в частности, в биологической природе человека (альтруизм генетически обусловлен у "социальных" животных, живущих стаями), выяснили значительно позже. Автор понятия "альтруистическое поведение" Дж. Б. ( ... )
Reply
Reply
- соввласть делала из людей не участников человеческого сообщества, а баранов из стада. Прежде всего - разрушая социальные связи: приучая к поиску врагов, ограничивая возможности взаимопомощи, делая нормой "выживание в одиночку" за счет других. "Умри ты сегодня, а я умру завтра". Поэтому поведение узников советских лагерей не может рассматриваться с точки зрения поиска оснований морали и нравственных сил: у них эти основания подвергались серьезной атаке ещё до того, как человек попадал в лагерь.
Виктор Франкл, автор книги "Сказать жизни "Да" ("Психолог в концлагере")", "исследователь" (или "испытатель" - на себе) немецких концлагерей, не отмечает радикального отличия поведения верующих. Хотя сам был верующим. Может быть, из соображений медицинской этики или научной корректности.
Он приводит цитату из Ницше: "У кого есть Зачем жить, ( ... )
Reply
"Я поведал им историю моего товарища, который в самом начале лагерной жизни заключил «договор» с небесами: пусть любые его страдания и его смерть станут той ценой, которую он платит за то, чтобы смерть любимого человека стала легкой. И для него страдания и смерть перестали быть бессмысленными, они наполнились высоким смыслом."Посмотрим ещё раз на эту историю ( ... )
Reply
- существует физическая невозможность выполнить долг. При этом нельзя говорить, что "долг сдан за какую-то цену" - добровольной "сдачи" нет. Например, если долг требует выполнить действие, которое физически невозможно: скажем, переплыть реку, не умея плавать и не имея лодки. Человек может осознавать долг, не имея возможности его выполнить.
То же самое можно сказать о человеке, который уступил физическому страданию, пытке. Человеческие силы не безграничны.
Если человек понимает, в чём состоял его долг, и сожалеет, что не имел возможности его выполнить - тогда невыполнение долга не означает отсутствие долга в душе такого человека.
"Подлинное же, ничем неколебимое бытие долга в душе человека возможно лишь в том только случае, если установлена надежная связь с единым всеблагим источником всего сущего, каковой только и утверждает всякое бытие, и бытие долга в частности. Так ( ... )
Reply
Reply
Канта я не могу спросить, как он примирял это противоречие.
Но я могу спросить у Вас (если Вы захотите ответить). Или Вы не считаете это противоречием?
Reply
Reply
- Вы прекрасны в доведении до абсурда:)
Главное, что мне непонятно: зачем Вы и М.А. уговариваете себя замолчать?
имхо всё должно быть естественно. В том числе и течение мысли, и развитие диалога. Сюжет (и потенциал) этого диалога, как мне кажется, далеко не исчерпан.
Reply
Reply
Спасибо за беседу.
Reply
Reply
Leave a comment