Атеизм - неполноценность?

Nov 20, 2011 00:20


Один мой друг заметил, что в моих словах нередко присутствует некое презрительное отношение к неверию (атеизму и агностицизму) - как к неполноценности. Пожалуй, это интересное наблюдение, относительно которого стоит открыто высказаться.

Думаю, что в этом наблюдении отразилась правда, но искаженно отразилась.
Есть выдающиеся агностики, чьи труды вызывают мое глубочайшее почтение. Поппер, например, или Хайек. Да и гениального автора "Антихриста" никак к верующим людям не отнесешь. Но что характерно для этих мыслителей? При всей абсолютной несхожести, их объединяет ощущение глубокой тайны, окружающей для них вопрос о бытии Бога. Их молчание о бытии Бога - а ведь и Ницше тоже молчал - являлось выражением благоговения перед невыразимостью этой тайны. Этот агностицизм мне много ближе, чем вера фанатиков и членов КПСС от христианства. Центральное здесь - именно благоговение перед тайной. Не думаю, что нельзя рассуждать о Боге, как чувствовал Поппер, или, как высказался молодой Витгенштейн - "О чем невозможно говорить, следует молчать".  Напротив - я убежден в том, что вера и разум находятся в отношении супружества, что их брак заключен Самим Творцом - но даже и в этом браке бывают конфликты. Конфликты же преодолеваются не молчанием, но стремлением к пониманию. Однако же, если чувство благоговения, ощущение священного, утрачено - то утрачен путь разума к вере.

Сказав о своем уважении к определенного рода агностицизму - скажу теперь, что к другому его роду я никакого уважения не питаю. Да, есть порочный разряд атеизма и агностицизма. А именно, соединеняющий глухоту к транцендентному с самоуверенностью в этих вопросах. Как у Маркса-Энгельса-Ленина, например, или проф. Доукинса. Как у тех, кому все равно. Как, к сожалению, у некоторых моих научных коллег. Глухота или невежество -  недостаток, но не обязательно порок. Все мы в большинстве вопросов невежественны, и ко многому глухи. Сократ знал лишь то, что ничего не знает. Также и уверенное вещание об истинах - не обязательно дурно, оно может быть весьма полезно в своем месте и свое время. Но вот когда глухота или безразличие к истине, или безграмотность соединяются с самоуверенностью - пиши пропало. Это уже порок. Да, вызывающий отвращение. За который стыдно, если вижу его у небезразличных мне людей.

Но не грешен ли я сам в этом отношении? Что ж, может быть. Если кто-то укажет мне на конкретное проявление такого греха - буду признателен.  

разум, вера

Previous post Next post
Up