Oct 01, 2011 15:09
Декарт задал вопрос о предельно достоверном, надежно-истинном, и ответил, что таковым является его мысль, ищущая этой достоверности. Если мысли нет, то тогда вопрос о достоверности теряет смысл. Хорошо, мысль есть, она себя видит как поиск достоверности, поиск истины. Но ведь поиск истины не безусловен, он есть тоже следствие, а именно - воли к истине, сила которой только и делает поиск возможным. Воля к истине порождает познание, одним из плодов которого является образ бесконечности, прежде всего открывшаяся бесконечность пространства-времени. И тогда воля к истине требует ответа о соотношении себя самой и бесконечности. Одно из двух - либо воля к истине есть только воля отдельного конечного человека и конечного человечества. Тогда перед бесконечностью она есть ноль, она уничтожена бесконечностью, существовать более не может. Нет никаких оснований верить в силу человеческого духа, его способность дальнейшего роста, находить вдохновение для этого роста - ибо человечество оказалось ничтожным, раздавленным тупой и безразличной к нему вечностью. Избежать этого можно лишь победой над вечностью - осознанием ее как меньшей перед волей к истине. Но эта победа должна быть поистине одержана, а не голословно провозглашена. Вечность должна быть поистине положена к ногам воли к истине. Воля к истине должна открыться себе не как случайный акт случайного ничтожества, но сияющей в глазах Бога - который один выше самой вечности. И это есть условие ее силы, вдохнновения, дальнейшего роста, Великой Эволюции. Либо воля к истине увидит себя как радость Бога - либо она падет в унижении, опошлении и бессилии. Таким образом, стремление к истине требует не предельной достоверности неколебимого камня, но животворной силы, и этой силой может быть только Бог.
познание,
религия,
cogito