Sep 29, 2024 07:49
Такой атеизм имеет место, и он тем сильнее, чем выше уровень научной иерархии. Атеистов и агностиков вместе взятых в Штатах около 10%. Среди ученых эта цифра впятеро выше, типа 50%. А среди нобелиатов она приближается к 100%. Правда, на самом верху, на уровне основоположников, атеисты сталкиваются с неприятным для них фактом: там их не было вовсе, ни единого. Оставляя пока в стороне уровень этих сверхчеловеков, спросим себя: а почему атеизм оказывается скоррелированным с научным успехом? Ниже я перечислю те факторы, что мне представляются существенными. Коррекции и добавки, как всегда, приветствуются.
1.
Научная мысль имеет принципиально иной стиль, чем религиозная духовность. Наука критична, требует разносторонних проверок, с подозрением относится к стремлениям сердца. Религиозность же, в ее типичных проявлениях, критику не любит, а движения сердца ставит высоко. Наука проверяется коллективами, а к религиозным убеждениям зрелый человек в конечном счете приходит сам, в одиночку. Научные гипотезы, опровергнутые экспериментом, должны быть отброшены, а религиозная среда обычно требует веры несмотря ни на что и выражает недоверие всяким попыткам проверить веру на разумность.
2.
Сильный, амбициозный ученый ценит свою свободу. Идея о том, что есть Бог, перед которым этот мощный ироничный муж - что малое сопливое дитя, не вписывается в его представление о себе, перечеркивает в его сознании его гордую независимость, фундаментально его унижает. Поэтому он не хочет, чтобы Бог был, или уж, в крайнем случае пусть будет, но имперсональный, которому до личности этого ученого нет дела.
3.
Допущение в научную среду религиозных чувств, интересов, аргументаций грозит ее разрушением. Это та опасность, которую, по убеждению не самых глупых ученых, следует избегать всеми средствами и предупреждать на дальних подступах.
4.
Все это вместе взятое составляет атеистическое давление научной среды, перед которой нормальный ученый привычно прогибается. Успеха в науке достигают те, кто слепо принимают основные установки "нормальной науки" (термин Куна).
5.
Как и всякий хоть мало-мальски думающий человек, ученый обычно понимает, что за атеизм приходится платить черной дырой на месте смысла жизни. Однако же, будучи человеком, с детства отдававшим все силы науке, то есть будучи философски и гуманитарно темным, он рабски платит эту мзду, принимая ее за мужественное принятие суровой истины.
наукоиды,
наука,
атеизм,
наука и религия