ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР (1707, Базель - 1783, Санкт-Петербург)

Jun 13, 2023 21:52



- один из величайших математиков, основоположник классической механики. Полное собрание его сочинений составляет 90 томов - при том, что последние 15 лет жизни он был совершенно слеп. Имел обыкновение размышлять, параллельно играя с детьми, а позже с внуками. Основатель российской математической школы, а в значительной степени и Российской Академии; с 1727 по 1741 и с 1766 до конца дней жил в Санкт-Петербурге.

«Как и большинство математиков, Эйлер совмещал глубокую религиозность с отсутствием ханжества. Он имел обыкновение проводить богослужения в своей семье; одна из его полемических статей называлась «Защита Откровения от возражений вольнодумцев», публикация которой в Берлине в 1747 г., в непосредственной близости от двора Фридриха Великого, свидетельствует о моральной смелости, делающей его недосягаемым для нападок насмешников.»
(Мориц Кантор, цит по K. A. Kneller, Christianity and leaders of modern science, 1911)

"I.
Силы души проявляются через реализацию двух способностей, одна из которых называется пониманием, а другая - волей. Поскольку все счастье состоит в совершенствовании, счастье души может быть достигнуто только за счет совершенства ее понимания и воли… блага тела не имеют к счастью никакого отношения, если они не служат для совершенствования понимания или воли. Если бы все земные блага не влияли на состояние души, то счастье человека вообще не увеличивалось бы ими.

II
Совершенствование понимания заключается в познании истины, из которой одновременно рождается познание добра. Главная цель этого познания - Бог и Его дела, поскольку все другие истины, к которым размышление может привести человека, заканчиваются на Верховном Существе и Его делах. Ибо Бог есть истина, а мир - дело Его всемогущества и Его бесконечной мудрости. Таким образом, чем больше человек учится познавать Бога и Его дела, тем дальше он продвигается в познании истины, что в не меньшей степени способствует совершенствованию его понимания."
(Эйлер, Защита Откровения от возражений вольнодумцев, Берлин, 1747).

Полезно сравнить это воззрение на возможность и смысл познания, общее для основоположников мат. физики, с кантовской схемой, догматически постулирующей непроницаемую границу между "возможным опытом" и вещами самими по себе, как они есть по своей сути.

история науки, математика, Кант, Эйлер, история физики, пифагорейство

Previous post Next post
Up