Dec 28, 2015 12:52
В русскоязычной блогосфере опять обсуждают Парето и монетизацию льгот.
Я ни в коей мере не специалист, но мне со стороны забавно, как раз за
разом делается неявное допущение, которое (1) верно далеко не всегда,
и (2) в конкретном примере, который в данном случае приводится,
очевидно неверно. Причем очевидно даже для такого неспециалиста, как
я.
Напомню рассуждение. Пусть по университетскому кампусу ездит
бесплатный автобусик. На самом деле бесплатных пирожных не бывает, и
каждый студент и сотрудник на самом деле платит за проезд (т.е. с
одних берут чуть больше за обучение, а другим недоплачивают зарплату)
некоторую сумму X. Давайте сделаем автобус платным, а всем студентам
и сотрудникам раздадим эту сумму X. Тогда те, кто хотят, потратят ее
на проезд, и их положение не ухудшится. А те, кто хотят, пойдут
пешком, а на вырученные деньги посидят в кафе, и их положение
улучшится: предполагается, что они знают, что им лучше,
кафе или автобус. Следовательно, от монетизации никому не станет
хуже, а кому-то станет лучше, что и требовалось доказать.
Проблема в том, что тут неявно предполагается, что все взаимодействия
парные, и, в частности, стоимость проезда пассажира A никак не зависит
от того, поехал ли этим автобусом пассажир B. Это, однако, очевидно
не так: затраты на поездку автобуса мало зависят от количества
пассажиров (говоря учеными словами, маргинальная стоимость перевозки
одного пассажира близка к нулю). Если мы раздадим стоимость проезда
участникам, и часть пассажиров не отдаст их за проезд, стоимость
проезда для каждого из остальных будет уже не X, а больше. Поэтому для того, чтобы
перевозчик не разорился, он будет вынужден брать за проезд больше, чем
X. Таким образом положение тех, кто ездит на автобусике, ухудшится:
они потратят на проезд больше, чем получили в качестве компенсации
отмены бесплатного автобусика. (Кое-какие диспутанты это понимают и
переходят к моральным доводам: разными способами объясняется, что
ухудшение положения "паразитов на автобусе" полезно для всеобщей
нравственности. Такой переход, надо сказать, несколько подрывает
аргументы об объективной истинности математического доказательства
Парето-оптимальности).
Играя с параметрами, можно придумать массу сценариев. Например, death
spiral: из-за повышения платы за проезд часть пассажиров, которые были
готовы отдать за проезд X, теперь пойдут пешком, что приведет к еще
большему повышению платы за проезд, и так далее до полной отмены
автобусика. Дальше, для любой сколько угодной малой доли пассажиров
можно подобрать параметры так, чтобы положение всех, кроме этой доли,
после монетизации льгот ухудшилось. А если мы чуть усложним модель:
теперь пассажир принимает не бинарное решение (всегда автобус или
всегда кафе), а руководствуется, например, погодой (в дождь еду на
автобусе, в вёдро иду пешком), то можно подобрать параметры так, чтобы
положение всех участников игры в результате монетизации
ухудшилось.
Математические рассуждения, конечно, штука полезная. Но не следует
забывать, что они относятся к модели, а не к реальной
действительности. Вопрос, насколько эта модель хороша, часто куда
сложнее самой модели.
economics,
models,
mathematics