Tragedy tomorrow, comedy tonight

Dec 22, 2013 16:44


Несмотря на заголовок, этот пост не о политике - он о пьесе "A Funny Thing Happened on the Way to Forum" в Вашингтонском Шекспировском театре.

Я очень люблю эту пьесу. Во-первых, потому, что я люблю Плавта. Во-вторых, я согласен с тем, что если уж ставить древних комедиографов, то именно так, как сделали эти три непочтительных нью-йоркских еврея, Сондхейм, Шевелов и Гелбарт. То есть не "ученый спектакль", скучный, как урок по латинским вокабулам, а попытка вызвать у сегодняшнего зрителя те эмоции, которые автор вызывал у своего. Если Плавт задумал фарс - то пусть будет фарс, с громким пуканьем, шутками и песенками, "something convulsive, something repulsive, something for everyone: a comedy tonight!"

За полвека сценической жизни эта комедия обросла традициями. К моему удивлению Шекспировский театр, известный своими экспериментами, поставил ее более или менее привычно. Возможно, это стиль нового режиссера Алана Пола (это его первая постановка на основной сцене театра). То есть совсем без нарочитых анахронизмов не обошлось - это все-таки Вашингтонский шекспировский театр! - но они были вполне уместны. Да, конечно, очки изобрели в 13 веке, но Хистерион в пьесе - это нерд, "ботаник", а какой же нерд без очков! (Интересно, что в исходной постановке в 1962 году Фил Сильверс отказался от роли Псевдола именно потому, что не видел без очков, а постановщики не хотели анахронизмов). Да, конечно, римляне не носили цветастых подштанников - но какой же фарс без демонстрации зада в невыразимых, тем более, что в тоге или тунике это делается так естественно! Эррон в пьесе должен семь раз обойти семь холмов, но если во времена Плавта и даже в 1960-е вид кряхтящего старичка, ползущего по холмам, мог вызвать смех, то в 2010-е годы дело обстоит иначе. Поэтому Эррон в спектакле лихо разъезжает на инвалидном скутере, позванивая колокольчиком, подбивая под зад зазевавшихся персонажей и гордо отсчитывая круги. С другой стороны, римский обычай платить в лупанарии жетонами прекрасно подходит к фарсу - и в спектакле замечательная сцена, где персонажи засовывают клоунские огромные жетоны в щель автомата, похожего на классический музыкальный ящик.

Брюс Доу был прекрасным Псевдолом. Он получал видимое удовольствие от фарса, легко выходя из роли и входя в нее (прекрасная традиция античного театра). Даже пот как-то особенно весело блестел на его лице и заливал тунику (какой же фарс без пота и прочих bodily fluids!). Замечательные Протеи, великолепные куртизанки, убийственный Хистерион, - впрочем, вся труппа играла настолько прекрасно, что выделить кого-то трудно. Шум, неразбериха, мельтешение - но на самом деле эта путаница прекрасно поставлена, оркестрована и выверена.

В общем, фарс шекспировцам дается хорошо.

theater, plautus

Previous post Next post
Up