Большое спасибо комментаторам
моей предыдущей
записи. Ниже - краткие итоги обсуждения.
Итак, вот что было понятно слушателям песни в 60-е годы. Во время
войны было ускоренным способом выпущено много младших офицеров.
Громадное их количество погибло (где-то я читал, что средний срок
жизни новоиспеченного лейтенанта на фронте составлял несколько суток:
поднять взвод в атаку и погибнуть). Но многие остались в живых.
После войны в старшие офицеры их не очень-то производили (и, как
утверждают некоторые комментаторы, кое-кого из уже произведенных
переводили обратно). Во-первых, их было много, и армии столько
относительно высокооплачиваемых офицеров было не нужно. Во-вторых,
похоже, что начальство предпочитало молодых "правильно обученных"
выпускников фронтовым выдвиженцам без военного образования и с уже
сформировавшимися взглядами и привычками. Таким образом образовалось
много "пятнадцатилетних капитанов" без надежд на военную карьеру.
Замечу, что некоторые комментаторы, вслед за самими офицерами, винят в
этом положении сокращение армии при Хрущеве. На мой взгляд, это
неправильно. Сокращение началось в 1955-1958 годах; к этому времени
"капитаны" были уже "десятилетними". Если за это время они не
продвинулись по службе, то похоже, что тут действовала сознательная
политика руководства. Мне кажется, что у ветеранов, как это бывает,
наложились две обиды: замораживание карьеры, начатое сразу после
войны, и хрущевское сокращение.
Как бы то ни было, слушатели Высоцкого знали о массе немолодых младших
офицеров, которым карьера уже не светила. Звание майора, как первое
среди старших офицеров, было, похоже, водоразделом.
Таким образом, на первом, самом поверхностном уровне - эта песня о
советском "потерянном поколении": о тех из уцелевших фронтовиков, кому
осталось переживать свою молодость под Курской дугой и спиваться.
Есть, похоже, ещё уровни - но тут лучше почитать комментаторов.