Как и в
прошлой
записи, в качестве преамбулы - древний советский анекдот. Финский
турист, прогуливаясь по Невскому, проваливается в открытый
канализационный люк. Когда его, мокрого и потрепанного, оттуда
вытаскивают, он задумчиво говорит: "У наас в Финляндии такие штууки
краасными флажкаами ограждаают." На что один из его спасателей
резонно отвечает: "Ты когда границу пересекал, красный флаг над КПП
видел?" - "Даа". - "Так вот, он на всю страну распространяется".
Теперь собственно история.
Отец Яков Кротов
цитирует
Виталия Найшуля, предлагающего бороться с пробками путем штрафов
за медленную езду по Москве:
На слуху жалость к тем, кому не хватит денег на ежедневные поездки по
городу. Но в 1992 г. ради порядка в стране мы не пожалели бедняков и
их детей, освободив цены на продукты питания.
Надо сказать, что местоимение первого лица тут уместно: Найшуль был в
те годы в "команде Гайдара".
Я не экономист и не имею суждения о том, следовало ли в 1992 году
отпускать цены на продукты питания, а если да, то именно так, как это
было сделано. Точно так же я, в отличие от о. Якова, не знаю,
следует ли вводить штрафы - по сути, плату за въезд в Москву. В
Лондоне эта плата, похоже, работает. С другой стороны, там не только
плату ввели, но ещё и построили перехватывающие стоянки, пустили
автобусы между ними и центром, и вообще много и хорошо думали. Меня в
данном случае интересует только текст: точнее, выраженная в тексте
мотивация и граничные условия. Найшуль гордится тем, что тонко
понимает оттенки русского языка - в той же записи цитируется его
знаменитый "Букварь городской Руси". Поэтому можно предположить, что
каждое слово тут не случайно: автор сказал именно то, что хотел
сказать.
Вслед за о. Яковом меня заинтересовало, зачем, судя по
тексту, освобождались цены. В отличие от распространенной агиографии,
в этой тексте ничего не говорится об "угрозе голода, предотвращенной
мужественным Гайдаром": наоборот, подчеркивается отсутствие жалости к
(по-видимому, голодным) "беднякам и их детям". Не говорится и о
лучшем будущем, свободе и т.п. Цены освобождаются "ради порядка в
стране". Такую цель вполне понял бы Угрюм-Бурчеев. Ирония того
факта, что "порядок" обернулся "лихими девяностыми", от Найшуля,
похоже, ускользнула.
Ради этой цели предполагается правильным не пожалеть "бедняков и их
детей". Важно понять, что это не рассматривается как однократный
эпизод: не было другого выхода, пришлось не пожалеть, больше не
повторится. Нет, тут, как у Троцкого, "перманентная революция":
теперь предлагается "не пожалеть" ради решения транспортных проблем.
Похоже, это для автора универсальный рецепт: если что-то не ладится,
крокодил не ловится, не растет кокос, нужно найти
каких-нибудь детей и не пожалеть. Впрочем, этот рецепт карфагеняне,
ацтеки и многие другие применяли задолго до Найшуля.
В связи с этим я должен сказать, что для меня было сюрпризом всеобщее
удивление по поводу "антимагницкого закона". Тем более со стороны
тех, кто совсем недавно был вполне согласен с однокомандниками
Найшуля. Ну да, "ради порядка в стране не пожалели" сирот-инвалидов.
Это что, в первый раз так? Вы только сегодня поняли? А где вы были
раньше?
В общем, флажок, он давно висит.