Среди разнообразных мифов, бытующих в среде постперестроечной
интеллигенции, был и такой: «не будет России счастья, пока на
Красной площади лежит непогребенный покойник». Об этом
говорилось много и с пафосом. Честно говоря, меня этот пафос всегда
удивлял: в стране с советского времени осталось масса реальных
нерешенных проблем. В конце концов, если уж говорить о погребении, то
сколько безымянных останков лежит с войны да лагерей - может,
стоит для начала их толком разыскать да похоронить? Почему такая
зацикленность именно на этом трупе?
Некоторые из новообращенных православных говорили, что непогребенный
Ленин противоречит христианским традициям. В недавней
заметке
yakov-krotov напоминает, что ни христианская традиция
вообще, ни православная в частности, ничего подобного не содержат.
Наоборот, для них характерно такое отношение к мертвому телу, скелету,
костям, по сравнению с которым работа Лаборатории биологических
структур покажется крайне уважительной и почтительной. Мощи святых и
другие останки демонстрируются в церквях (в заметке выше приводятся
замечательные фотографии скелетов, выставленных в различных храмах).
Далее, многие христианские праведники изображаются
«по-гамлетовски», с черепом в руках. Череп и скелет, как
наглядное напоминание о неотвратимости смерти, был распространенным
атрибутом монашеской кельи или жилища отшельника, как на известной
картине ван Дейка:
Это не от неуважения к покойному: скорее, это демонстративный отказ от
старого, магического почитания Смерти, противопоставление, как в 74
сонете Шекспира, «жертвы тленья» - и бессмертной
души (в оригинале ещё жестче: dregs of life, the prey of worms, [...]
too base of thee to be remembered).
Кстати, в
другой
заметке о. Яков приводит фотографию жилища о. Меня с
книжной полкой, иконами и черепом; вполне традиционный предмет стал
предметом оживленных споров в комментариях. Впрочем, одна из
комментировавших утешила себя тем, что «череп не
настоящий».
Мне кажется, что эти разговоры о непогребенном Ленине среди
интеллигенции - симптом лености мышления. Очень легко объявить
себя религиозным человеком. Кстати, лучше православным, чем, скажем,
иудеем: ни обрезать ничего не надо, ни кашрут соблюдать. Приятное
чувство преодоления советского наследия достается задешево. Но
действительно ли оно преодолено - уже другой вопрос.