Северокорейская армия во время кризиса 1966-1969 годов

Aug 08, 2013 14:32

Давно не писал. Попробую вкратце набросать некоторые свои размышлизмы и наработки.


1966-1969 годы на Корейском полуострове были известны как "Конфликт на демилитаризованной зоне (ДМЗ". В ходе этой мини-пограничной войны погибли несколько сотен корейцев и несколько десятков американцев, произошёл знаменитый инцидент с судном "Пуэбло", а боевые действия чуть было не переросли в войну горячую ("Конфликт на ДМЗ" даже заочно называли "Второй Корейской войной", так и не разгоревшейся).

Нас же в данной ситуации, как всегда, интересовал чисто военный аспект.

Как известно, в январе 1958 года первые американские ракеты с ядерными боеголовками, подкреплённые 280-миллиметровыми пушками, способными стрелять атомными снарядами, были размещены на полуострове. Эта ситуация вкупе с тем, что в октябре 1958 года последние солдаты Народно-Освободительной армии Китая были выведены из КНДР, резко изменило баланс сил в Корее не в пользу северной её половины. Пхенъян спешно начал создание иррегулярных сил, сил специального назначения в рамках так называемого "Разведывательного Бюро"; также шло увеличение и постоянных войск.

Кризис разгорелся в 1966 году, когда Южная Корея уже деятельно принимала участие во Вьетнамской войне и отправила туда 2 дивизии и 1 бригаду. Северная Корея имела к тому времени 16 пехотных, 3 моторизованных и 1 танковую дивизию (численность первых двух типов - по 10 тысяч человек по штатам мирного времени, танковой, знаменитой 105-й, первой бравшей Сеул - порядка 8 тысяч) в составе сухопутных войск, имевших оперативное построение в два эшелона, а также некоторое количество отдельных батальонов, полков и бригад, как  самостоятельного, так и центрального, подчинения, 2 отдельные бригады и 2 отдельных подразделения в составе сил специальных операций, мизерные ВМС (4 подлодки) и ВВС, значительно уступающие по мощи своим оппонентам.

Суммарно, вместе с пограничными и внутренними войсками, это давало почти 300 тысяч штыков по штатам мирного времени (и 1250 тысяч в резерве), на 13 миллионов населения. Им противостояло более 60 тысяч американцев в 2 пехотных и 1 авиационной дивизиях и прочих подразделениях (не считая войск, развёрнутых в Японии) и 620-тысячная армия 30-миллионной Республики Корея, главная ударная мощь которой, 9 пехотных дивизий в составе 1-й армии, стояла в непосредственной близости от ДМЗ, а докомплект составлял более двух миллионов резервистов.

Наивысшего напряжения ситуация достигла в 1968 году, когда произошло пленение судна "Пуэбло", число инцидентов на ДМЗ достигло наивысшей точки, порядка 620, а северокорейский спецназ активно производил рейды вглубь территории противника, в том числе знаменитый рейд января 1968 года, связанный с покушением на президента Республики Корея Пак Чон Хи. К берегам Кореи отправили первый атомный авианосец "Энтерпрайз" с группой сопровождения; всего же решено было разместить армаду в составе 6 авианосцев и перебросить более 200 самолётов к уже имеющимся. США начали частичную мобилизацию резервистов и приняли решение о переброске части войск из Вьетнама; Южная Корея также объявила о выводе 2 своих дивизий и 1 бригады (более 50 тысяч штыков) из Вьетнама.

Северяне были активны не меньше, фактически толкая своего союзника, СССР, на большую войну, точкой инициации которой могла послужить "Вторая Корейская война" на Дальнем Востоке. Политика, как всегда, определяла стратегию.

Стороны готовились к войне с решительными целями. Вооружённые силы КНДР были, по-видимому, переведены на штаты военного времени, позволившие увеличить линейные дивизии и полки на 40-50%; северокорейские регулярные войска в феврале насчитывали около 440 тысяч офицеров и солдат, 900 танков, 6 тысяч орудий и миномётов и 300 ракет; численность иррегулярного ополчения неизвестна. Крупнейшим оперативным формированием была дивизия (в 1980-е на основе каждой дивизии был создан корпус): оборона строилась по территориальному принципу, расположение обуславливалось географическими особенности и спецификой возможного противостояния.

Следует заметить, что соотношение сил между сторонами было сильно не в пользу северян по сравнению с 1990-ми годами. Так, противник располагал значительным количеством тактических ядерных боеприпасов для прорыва обороны неприятеля, количественное превосходство только по постоянным вооружённым силам (после развёртывания) было не менее чем тройным, скорость китайской подмоги сильно запаздывала (и неясно, состоялась бы она вообще - с октября 1968 года в Китае действовала установка на "народную войну" с СССР, оргструктуры развёртывались на советско-китайской границе, и совершенно неизвестно, была бы корейцам существенная подмога или нет).

В плане авиации ситуация в КНДР обстояла гораздо лучше, чем в наши дни. Для противодействия воздушным полчищам врага северокорейцы располагали большим количеством современной авиационной техники: около 580 единиц, в том числе 90 МиГ-21 и 70 Ил-28. Впрочем, использование указанного потенциала, в условиях предполагаемого превосходства противника, предполагало, скорее всего, перехват и защита жизненно важных для страны центров (а-ля действия северовьетнамской авиации во Вьетнаме во то же самое время).

Впрочем, шансы северян на хоть какой-то успех оказывались невелики. Притом, что на долю примерно 120-тысячной (8 дивизий) группировки переднего края приходился удар почти миллионной (после развёртывания, оценочно) армии противника на фронте примерно в 210 километров (включая горные участки), а, начиная со Второй Мировой войны, изолированная оборона даже большими силами и эшелонированием в глубину была обречена против владеющего инициативой и возможностью концентрации сил и средств атакующего противника. Тем самым, судьба прорыва на глубину в примерно 80-100 километров (до позиций второго эшелона) была бы предрешена.

Совершенно очевидно, что главным козырем северокорейцев был военно-политический союз с СССР и ядерная дубина последнего. Без данной поддержки разгром КНДР (как и разгром Северного Вьетнама) был бы лишь вопросом времени

Впрочем, война не состоялась, и стороны разошлись по итогам. Вмешалась дипломатия и политика, а история, как известно, не любит сослагательного наклонения. "горячая обстановка" на полуострове на какое-то время опять сменилась на более "холодную".

Нам же, в рамках настоящей статьи, были бы интересны промежуточные выводы. позволяющие дать оценку дальнейшему строительству вооружённых сил КНДР. Для ситуации 1968 года - это:

1. Ставшее традиционным эшелонирование войск в глубину (что сохраняется по настоящее время). Однако, в условиях невозможности создания достаточных оборонительных плотностей на переднем крае (фактически, плотности вблизи ДМЗ были в 4-5 раз ниже, чем на заключительном этапе Корейской войны), мобильности противника, избыточности его огневых средств и перспективы господства его авиации в небе, при условии изолированности участков собственной обороны, это превращалось в ловушку, и свои войска "выносились" врагом по частям.

2. "Десантобоязнь" северокорейского военного руководства, вызванная, очевидно, нежеланием повторения инчхонского сценария 1950 года. Объясняла во многом размещение столь большого количества войск (и децентрализацию управления) в глубине: КНДР всегда стремились прикрыть собственные берега не меньше, чем направление главного удара.

3. Отсутствие достаточно массированного, подвижного механизированного резерва, способного быть переброшенным на угрожаемый участок. Обуславливалось слабостью ВПК КНДР и определённой зависимостью от поставок из-за рубежа. В дальнейшем было скомпенсировано наращиванием собственной производственной базы и созданием танкового и механизированных корпусов.

4. Зависимость от поддержки извне. По большому счёту, вся стратегия КНДР по сей день держится на принципе - продержаться до момента, когда придёт "Большой Брат" - Китай или же (ныне почивший) СССР. Ограниченность ресурсов обороны, театра военных действий держит военную машину Северной Кореи в заложниках данной стратегии по настоящий момент.

Северная Корея, армия

Previous post Next post
Up